В психологии развития существует представление о периодизациях развития в детстве. От рождения до наступления взрослости человек должен пройти через различные стадии, каждая из которых обеспечивает решение «задач возраста». Существует несколько наиболее известных периодизаций – отечественных и зарубежных. Но все эти периодизации создавались довольно давно – в начале-середине прошлого века. С тех пор существенно изменились условия жизни детей, их отношения с родителями, со сверстниками; преобразились системы образования, расширились границы, весь мир изменился до неузнаваемости. Нынешний ребенок иначе общается, видит иную картинку из окна, реже слышит сказки, рассказанные мамой, вряд ли помнит хотя бы одну колыбельную. Современные дети играют в другие игры, не знает, что такое дворовые друзья.Материал позволяет взглянуть на детство современных детей с точки зрения наиболее известных периодизаций и ответить на вопрос, чем условия, в которых происходит взросление сегодня, отличаются от тех, которые были описаны классиками психологии. На какие вызовы современного мира вынужден отвечать современный ребенок или подросток? Насколько современный взрослый отличен от своего сверстника в начале прошлого века.
Брошюра посвящена анализу образовательной политики Финляндии при переходе на новую модель школы, разработанную в рамках концепции государства благосостояния. Показано, как принцип равенства доступа к качественному образованию конкретно реализуется в системе новой дидактики, построенной на принципах современной педагогической психологии, обеспечивающей высокий уровень итоговых результатов для всех детей. Отдельный раздел посвящен актуальности такой модели развития для российской школьной системы. Подробно разбирается система оценки школ – принцип политики доверия, формирование выборки, методология конструирования тестовых заданий. Приведены примеры заданий по родному языку и литературе.
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуется низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям общества и каждого гражданина.
Задачей является всестороннее развитие способностей и индивидуальности с тем, чтобы поступать правильно с моральной точки зрения, чтобы созидать и действовать, чтобы работать сообща. Обучение должно способствовать формированию характера, который предопределяет способность каждого заботиться о своей жизни, нести ответственность перед обществом и охранять окружающий мир.
На каком основании можно сравнивать тесты PIRLS и PISA? Что происходит с читательской грамотностью наших школьников в промежутке между двумя точечными измерениями PIRLS и PISA? Где начала читательской (без)грамотности?