Возможна ли модернизация без учета культурных факторов и какие институты способны обеспечить культурную модернизацию – на эти и другие вопросы пытались ответить эксперты на семинаре экспертной группы «№8 Новая школа».
«Путь от традиционного общества к современности: Россия из пункта А вышла 300 лет назад, в пункт Б до сих пор не прибыла»,- заметил президент Ассоциации независимых центров экономического анализа, соруководитель экспертной группы №14 Александр Аузан. По его мнению, модернизационные процессы обусловлены действиями трех факторов: экономический рост, политический режим и третий, который зачастую упускается - социокультурные факторы.
Как считает профессор НИУ ВШЭ, телеведущий Александр Архангельский, выступивший на заседании с докладом «Культурные факторы модернизации», экономическая модернизация возможна там, где есть готовность изменять ценности, а «там, где этого не было – там процесс либо зашёл в тупик, либо остался на том уровне, на котором был». Вместе с тем чиновники воспринимают модернизацию лишь как «набор правильных управленческих решений».
Существует мнение консерваторов, согласно которому русские имеют культурную матрицу, рассматриваемую как препятствие модернизации, но, как считают эксперты "Стратегии-2020", преимущества русских заключаются в инициативности и успешности на прорывных направлениях.
Важную роль в формировании ценностей играет школа. По мнению Александра Архангельского, архаическое преподавание в школе ставит под угрозу предметы, которые формируют ценности, в частности, литературу и историю. Решением этого вопроса может стать расширение сферы деятельности библиотеки и библиотекарей, так как они, как считает Архангельский, являются «вполне модернизирующимся сословием».
Необходимо изменять структуру ценностей неформальных институтов – это может достигаться через образование и иных методов трансляции культурных установок.
Эту точку зрения поддерживает содокладчик Александр Аузан, по мнению которого, модернизация в России есть проблема, а не задача, и она должна проводиться на том материале и ресурсах, которые существуют здесь и сейчас. «Модернизация должна быть не экономико-технической, не политической, а сначала социокультурной», - добавил он.
Символом модернизации в России является инноград Сколково. По мнению Александра Аузана и Александра Архангельского, Сколково является неким авангардным явлением, которое может развиваться, но при этом его тиражирование невозможно. «Тиражировать Сколково нельзя по той простой причине, что как только вы начнёте тиражировать, вы должны произвести институциональные изъятия во всей стране, а это революция», - отметил Архангельский.
Среди качеств, необходимых для модернизации, докладчики назвали отношение к стандартам и процедурам закона и договороспособность. В течение долгого времени в России сверху насаждались стандарты технологичности, но, с другой стороны, не формировалась договороспособность, компромиссность, что, как считает Аузан, породило конфликтный индивидуализм. В разные времена договороспособность не поощрялась властью, так как это создавало издержки управления и угрожало правящим элитам.
Как считает вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, школа может принимать активное участие в формировании поведенческих архетипов, в этом плане для нее необходимо определять векторы и задачи по социализации детей. Другая сторона модернизации – формирование ценностных архетипов, которое проходит крайне медленно и является долгосрочной задачей для школы.
Презентация к докладу А. Архангельского
Презентация к докладу А. Аузана