Экспертные группы
 
Группа 5
Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе
24 Марта
Группа №5 - круглый стол «Инновации: механизмы поиска идей»

24 марта 2011 г. экспертная группа № 5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» работала в рамках круглого стола «Инновации: механизмы поиска идей», организованного Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ совместно с Высшей школой маркетинга и развития бизнеса ВШЭ.

В дискуссии приняли участие зам. директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, зам. главного редактора журнала «Эксперт» Дан Медовников,  генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков, руководитель направления "Системы управления инновационной деятельностью" компании «Текора» Валентин Матохин, старший научный сотрудник Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Тигран Оганесян.

 

Дан Медовников представил краткую информацию о ходе работы экспертной группы: определены основные тенденции инновационного развития в  России, сформулированы его вызовы и ограничения, основные сценарии инновационного развития.  В ближайшее время планируется представить четкий сценарий кадровой политики в сфере инновационной экономики.

Тигран Оганесян в своем выступлении обратил внимание на то, что сегодня инновационная деятельность концентрируется не столько вокруг генерирования новых продуктов и услуг, сколько – вокруг разработки новых эффективных бизнес-моделей.  Так, постепенное снижение внутрифирменных НИОКР в телекоммуникационной (ТК) сфере наметилось уже в 1990-е годы, равно как и переход компаний к кооперации с внешними партерами. Еще один тренд ТК-отрасли – отсутствие четких планов использования новых технологий. Ведущие сервисные провайдеры вынуждены вкладывать средства в разработку новых продуктов и услуг, не зная пока, какие функции те будут выполнять. Компании пытаются искать ориентиры с помощью конечных потребителей, механизмы взаимодействия с которыми встраиваются, в частности, в работу интернет-сайтов. При этом есть и старые проверенные маркетинговые технологии  работы «от потребителя».

В свою очередь Валентин Матохин рассказал о системе использования потенциала сотрудников, как одного из ключевых источников идей для бизнеса. Технология активизации и использования интеллектуального потенциала сотрудников сводится не только к управлению идеями, но и разделению их на категории с точки зрения новизны результата и процесса его получения. Разумеется, обязательной в такой работе является регистрация прав на идею.

По словам Валентина Матохина, инновационная активность персонала в западных компаниях объясняется свободной конкуренцией, которая и является стимулом для инноватики, в России же идеи борются за выживание.

Проблематичным, по мнению участников круглого стола, остается вопрос экспертной оценки инновационных идей. Валентин Матохин рассказал о разработанном его компанией он-лайн механизме оценки рентабельности собственного проекта. В то же время представители малого бизнеса подчеркнули, что подобная оценка должна быть индивидуальной, ведь инвестор рискует собственными средствами.

Сергей Поляков представил свое видение проблематики круглого стола, отметив, в частности, что в условиях глобализации мало примеров, когда малые предприятия не поглощались бы крупным бизнесом. Модель жизни идеи: «университет – малая компания – крупная корпорация», кажется ему наиболее живой и перспективной. Кроме того, помимо высокотехнологичных, есть поле среднетехнологичных инноваций, на котором мог бы работать малый бизнес.

Эксперты уделили внимание острой проблеме инновационной экономики – дефициту кадров. Прозвучала идея о том, что подготовка менеджеров могла бы начинаться с обучения работе с посевными проектами, в дальнейшем – их постепенном привлечении к более сложным  схемам работы. Участники экспертной группы говорили о том, что идей много, и найти их несложно, проблема – в их оценке и передаче менеджерам. В то же время, говорилось и о том, что в России пока еще не созданы условия для развития корпуса инноваторов и их деятельности.