Экспертные группы
 
Группа 4
Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства
11 Августа
Группа №4: Развитие малого и среднего предпринимательства

Виктор Климов11 августа в Высшей Школе Экономики состоялся открытый семинар экспертной группы №4 «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства» на тему: «Развитие малого и среднего предпринимательства в России».

 

В своем докладе вице-президент «ОПОРЫ России» Виктор Климов сообщил, что главная задача «Стратегии-2020» – изменить представление о малом бизнесе. «Главная проблема в политике развития малого предпринимательства – смысловая. В представлении большинства людей есть большая экономика с “Газпромом”, “Роснефтью”, с крупной промышленностью, а есть гетто для малого бизнеса – это такой сегмент, специфическая зона. Малый бизнес сегодня идентифицируют с госпрограммами поддержки. Это не экономика», – сказал В. Климов. По его словам, господдержка не должна сводиться к простому накачиванию деньгами отдельных компаний, ее главная задача — создать стимулы для развития.

В. Климов также отметил, что недостаточная доступность финансовых ресурсов остается одной из важнейших проблем малого и среднего бизнеса (МСБ). Ежегодный мониторинг, проводимый «ОПОРОЙ России», показывает, что недоступность финансов беспокоит 30% руководителей малых и средних предприятий и предпринимателей. Порядка 43% беспокоит недостаток квалифицированной рабочей силы, 33% озадачены падением спроса в отрасли. В то же время, коррупция всерьез беспокоит только 13% опрошенных.

В. Климов призвал отказаться от поиска «золотого административного барьера», который нужно отменить. Вместо этого он предложил говорить о трендах, вызовах и угрозах, которые будут влиять на экономику в целом, а значит, и на малый и средний бизнес в ближайшее десятилетие. В числе таких трендов В. Климов отметил введение ресурсоориентированных стандартов, сокращение производств, влияющих на окружающую среду, а также информатизацию, распространение интернета, демографический кризис, трудовую миграцию, изношенность инфраструктуры, и продовольственный кризис.

В Минэкономразвития признают, что программы поддержки МСБ действительно зачастую неэффективны. С точки зрения министерства, главная проблема заключается в недостаточном финансировании подобных программ. Если в 2011 г. на поддержку МСБ было выделено более 20 млрд руб., то на будущий год запланировано выделение менее 6 млрд, отметила Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова. Для сравнения, в мировой практике, большинство эффективных программ стоит значительно «дороже», от 1 млрд евро.

Н. Ларионова подчеркнула необходимость преодоления уровня отставания, сложившегося в головах людей. «У нас есть шанс, закладывая “Стратегию-2020”, отойти от банального перечисления всем известных проблем. Нужно отойти от представления, что есть большая экономика, а есть квазиэкономика, которая живет по другим трендам»

Малый и средний бизнес — важный сегмент экономики, в котором больше всего динамично растущих, инновационных, а также экспортоориентированных компаний, которые должны стать одной из основ новой российской экономики, уверен руководитель экспертного совета «Деловой России» Александр Осипов. МСБ безусловно требуется государственная поддержка, однако до последнего времени она носила исключительно фрагментарный характер и не охватывала огромные категории компаний.

В свою очередь, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев считает, что те деньги, которые выделяются на поддержку МСБ, расходуются впустую, не достигая цели. Количество субъектов МСБ увеличивается из года в год, в то время как объем их инвестиций и оборот неуклонно сокращаются. Господдержка МСБ в том виде, в котором она существует сейчас, только порождает иждивенческие настроения. В то же время, деньги на поддержку малого предпринимательства, которые поступают на места, приходят вместе с прочими федеральными субсидиями и зачастую используются региональными властями для закрытия кассовых разрывов.

Проректор НИУ ВШЭ, соруководитель экспертной группы №4 Андрей Яковлев высказал мнение о том, что МСБ является своего рода «подпоркой» экономики. С его точки зрения, одной из основных мер поддержки МСБ должен стать его перевод на максимально простые схемы налогообложения, а также передача налоговых доходов от малого бизнеса в бюджеты субьектов.

В. Климов выразил согласие с мнением А. Яковлева, а также предложил изменить налоговое законодательство, для того, чтобы вывести из «тени» фрилансеров, число которых в секторе МСБ неуклонно растет.

Документы к заседанию:

1) «Развитие малого и среднего предпринимательства в России» (предложения ОПОРЫ РОССИИ)

2) «Краткая информация об основных показателях и основных нормативных правовых актах в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 2008–2010» (Минэкономразвития)