В рамках открытого заседания экспертной группы №17 «Реформа бюджетного сектора в экономике» 29 сентября прошло выступление президента университета Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс, профессора Бернадет Мадеф. Профессор Мадеф расскала об опыте реформы университетов во Франции.
Система высшего образования во Франции отлична от российской. Любой француз, получивший среднее образование, без какого-либо конкурса может быть принят в университет, среди которых большинство – очень старые учебные заведения, основанные еще в донаполеоновский период. Помимо университетов существует большое количество Высших школ, которые принимают студентов по конкурсу и являются платными учреждениями, элитными. Помимо них есть также Высшие инженерные школы, которые обучают студентов «по заказу» торгово-промышленный палат.
Исследованиями занимаются только в университетах, Высшие школы готовят сильных «практиков». Это, отметила докладчик, создает проблему отрицательной селекции в науку. Получается, что исследованиями в университетах занимаются те студенты, которые не смогли по конкурсу попасть в Высшие школы, которые наряду с коммерческими местами имеют определенное число бюджетных мест. От отрицательной селекции свободны только сектора медицины и права, поскольку частных высших школ в этих сферах не существует.
Количество студентов во Франции растет быстро. В 1960 г. студентов во Франции было 300 тыс., через 30 лет – уже 1,7 млн. Сейчас в высших учебных заведениях учатся 2,3 млн человек, 1,4 млн из которых – студенты университетов. В 1960 г. системы частных учебных заведений еще не существовало. Сегодня же их более 4 тыс. За счет бюджета в стране финансируются 83 университета. Средние расходы на одного студента в бюджетном и частном секторах соответствуют среднему показателю по странам ОЭСР – 10 тыс. евро в год.
Однако проблем в системе высшего образования во Франции не счесть, считает профессор Мадеф. Одна из главных проблем связана с высшим образованием косвенно: очень низкий уровень обучения в старших школах приводит к плачевным последствиям. До 40% студентов меняют специализацию или вовсе покидают университеты после первого года обучения. При этом они не могут ни психологически вернуться в университеты, ни попасть на достойную должность на рынке труда.
Реформа университетов в стране имела своей целью повышение эффективности их работы, рейтинга успешности научных исследований. Идеей реформы стала большая автономность в вопросах распоряжения бюджетом и проводимой политики. Реформа призвана была увеличить ответственность университетов за свою деятельность.
Согласно закону о реформе к 5 августа 2012 г. на новую систему должны перейти все университеты. Основные положения новой системы таковы: уменьшается количество членов совета директоров с 60 до максимум 30 человек. Отныне в совете директоров должно быть приблизительно 14 преподавателей, 5 студентов, 8 внешних экспертов. Внешние эксперты – представители общественности и «рынка», на котором востребованы исследования, проводимые университетом. Таким образом, они будут влиять на стратегическое направление развития учебного заведения. Большую автономность получили университеты в отношении собственного бюджета. Они сами решают каким образом и на что потратить перечисляемые им деньги. Фонд заработной платы находится полностью под контролем совета директоров, который не обязан отныне консультироваться и отчитываться перед министерством образования. По-прежнему контролируется сверху только небольшая часть фонда заработной платы, которая автоматически начисляется преподавателям и студентам в виде академических надбавок и премий.
Подводить какие-либо итоги этой реформы пока рано, отметила профессор Мадеф, поскольку еще далеко не все университеты перестроились на новую систему.