Экспертные группы
 
Группа 17
Реформа бюджетного сектора в экономике
  
О группе

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ  «Об автономных учреждениях» и Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»   проводится реформа сектора государственных и муниципальных учреждений, состоящая в его реструктуризации: переходе от  одного типа учреждения -  бюджетного  -  к трем типам учреждений: казенным, бюджетным и автономным. Данная реформа, меняющая основы функционирования всех без исключения государственных и муниципальных учреждений по масштабам и глубине преобразований, пожалуй, не имеет аналогов в истории социальной сферы современной России. Необходимость дальнейшей проработки ряда концептуальных, методических и организационных аспектов этой реформы, уже видимые проблемы и риски ее проведения ставят на первый план деятельности экспертной группы вопросы анализа предпосылок, хода реализации и перспектив развития реформы по реструктуризации сектора государственных и муниципальных учреждений.

Вместе с тем, реформирование сектора государственных и муниципальных учреждений не может быть сведено исключительно к оптимизации его внутренней структуры. Главная задача этого сектора –выполнение социально значимых функций, в том числе оказание социально значимых услуг населению (в сферах здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры, физической культуры и спорта). Однако такие функции должны выполнять, а в развитых странах, как правило, активно выполняют и другие сектора экономики, прежде всего сектор частных некоммерческих организаций.   

С учетом сказанного проблема реформирования сектора государственных и муниципальных учреждений – это, в том числе, проблема оптимизации его места в системе, реализующей указанные функции, а в более точной  постановке – оптимизация структуры и обеспечения эффективного функционирования этой системы в целом.

Исходя из такой постановки проблемы основными направлениями деятельности экспертной группы могут являться:

  • реструктуризация сектора государственных и муниципальных учреждений: проблемы, риски реформы, перспективы ее проведения;
  • создание условий, прежде всего правовых, для формирования в социальной сфере полноценной трехсекторной модели и ее эффективного функционирования:
    • совершенствование и развитие законодательства, регулирующего вопросы создания и деятельности частных некоммерческих организаций, в целях повышения доверия к ним со стороны потребителей и общества;
    • устранение необоснованных правовых барьеров, препятствующих развитию деятельности в социальной сфере  частных коммерческих организаций;
    • создание правовых условий повышения социальной ответственности бизнеса, развития благотворительности, в том числе на основе механизма целевого капитала (эндаумента);
  • оптимизация форм участия государства в оказании социально значимых услуг (выполнении работ), в том числе путем более широкого привлечения к их оказанию (выполнению) частных некоммерческих и коммерческих организаций.