Экспертные группы
 
Группа 17
Реформа бюджетного сектора в экономике
9 Июня
Группа №17 — Правовые основы развития сектора оказания социально значимых услуг

9 июня состоялось заседание группы №17, «Реформа бюджетного сектора в экономике». Темой заседания стали правовые основы развития сектора оказания социально значимых услуг (работ). Представила наработки группы первый проректор Московского государственного института стали и сплавов Наталья Третьяк. Объем необходимых улучшений в законодательстве оказался весьма обширен. По сути, в России пока существуют базовые законы, но обеспечивающая их нормативная база изобилует пробелами и взаимными противоречиями. Иногда и сами законы входят в противоречие друг с другом.

Как следует из выступления Н. Третьяк, больше всего проблем связано с правовым оформлением работы некоммерческих организаций (НКО), которые должны сыграть важную роль в повышении доступности и качества социально значимых услуг, оказываемых российским гражданам.

Не существует четких отличительных признаков НКО, четко не определен правовой режим имущества таких организаций, законы описывают множество весьма мало отличимых видов общественных организаций, и в то же время не предусматривают целые типы организаций, существующих в мире. Не развит механизм передачи бюджетных средств негосударственным НКО в обмен на социально-значимые услуги. Не прописан механизм влияния учредителей на деятельность учрежденных организаций, что лишает учредителей гарантии, что созданное ими НКО будет работать в соответствии с задуманными для него задачами. Нет механизма создания и работы НКО, созданных совместно государственными и негосударственными учреждениями.

Целый блок проблем, существующий в процедуре госзакупок, лишает медицинские и образовательные учреждения возможности делать комплексные закупки (например, компьютеров, программного обеспечения и технической поддержки в одном пакете), или закупки однотипной техники для филиалов. «Железная» привязка в законе о госзакупках (94-ФЗ) к минимальной цене аукциона вынуждает подчас заключать контракты с претендентами, предлагающими заведомо заниженные цены. «Все видят, что на такие деньги невозможно выполнить заказываемые работы, но процедура требует заключить контракт по минимальной цене. В итоге, деньги теряем, а работа не выполняется. И спросить не с кого, т.к. процедуры соблюдены», - констатировала Н. Третьяк.

При последовавшем обсуждении экспертной группой дорожной карты реформирования бюджетного сектора было предложено приступить к ликвидации всех имеющихся пробелов и противоречий законодательства, при этом была сформулирована рекомендация начинать не с принятия отраслевых законов, а с внесения системных изменений в Гражданский и Бюджетный кодексы, принятия закона о НКО, принятия подзаконных и нормативных актов, о работе государственных и негосударственных учреждений, содержании и качестве социально значимых услуг.

 Презентация к докладу Н. Третьяк