Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
5 Апреля
Нефть, калаш и русский бог

Газета.ру 

Георгий Осипов

Никаких конкретных планов развития ни экономики в целом, ни отдельных отраслей у власти нет

Попытки власти представить обществу проект его развития, привели к появлению сразу двух программ от одного Владимира Путина. Но в итоге опять получился "Калашников", причем в прямом смысле слова.

К прошлой осени не было ни одного внятного "плана Путина", и потуги таковой изготовить вызывали лишь усмешки экспертов. Потом его начали сочинять в авральном порядке, и мы увидели сразу два взаимоисключающих плана одного лидера. Один был изложен в предвыборных статьях Владимира Путина, другой написан по его заказу учеными в виде "Стратегии-2020". В первом полное господство в экономике фактически отдавалось государству с понятными реверансами в сторону частнопредпринимательской инициативы. Во втором, хотя и осторожно, чтобы не обидеть будущего президента, доказывалась ущербность и безысходность государственного доминирования и представлялась дорожная карта похода за здравым смыслом.

На упреки в сверхделикатности авторы "Стратегии" говорили, что делали план, который Владимир Путин смог бы принять, ведь другого пути, кроме дарования свобод бизнесу, территориям и даже просто людям, нет. Теперь или очень скоро авторы, видимо, вынуждены будут признать еще одну старую истину о бессмысленности заигрывания с монополистами, о чем рассказывалось еще в старой басне про повара и кота.

В последнее время эксперты гадали, какой же план изберет власть, то есть Путин, что он возьмет из статей безымянных авторов, а что разумного - из "Стратегии". Похоже, зря гадали - ни тот, ни другой план не будет взят за основу.

Все решено: ставка - на развитие оборонного комплекса (хоть военные и не понимают своего счастья и отбрыкиваются от навязываемой им техники), а затыкать "социальные дыры" будут по обстоятельствам. То есть, или нефть подорожает, или налоги повысим, или и то, и другое применим ради общего блага. Вот под этот глобальный план мироустройства, если выдастся случай, можно будет то и из статей вспомнить, а то и "Стратегию" упомянуть.

Во всяком случае, такое впечатление складывается от выступления нового соратника Владимира Путина - министра финансов Антона Силуанова, на недавней конференции в Высшей школе экономики. Это министр экономического развития Эльвира Набиуллина там кипятилась и доказывала, что у нас начнется спад, если не случится перемен. Антон Силуанов же уверенно и спокойно отвечал на актуальный нынче вопрос про то, где взять денег на выполнение всех обещаний Владимира Путина. Сколько на это понадобится, аналитики давно подсчитали. Центр макроэкономических исследований "Сбербанка" оценил предвыборную щедрость Путина минимум в 5,1 трлн рублей за шесть лет. Fitch - в 8% ВВП, ВБ считает, что потребуется 6 лет повышать расходы бюджета на 0,5-1,5% ВВП ежегодно. Сам Минфин оценивал траты в 2% ВВП. Но на совещании в начале марта Путин одернул Силуанова, когда тот заговорил про 2 процента и сказал просто: 1,5%. Министр финансов переспрашивать не стал, тем более - допытываться, с чего вдруг взялись новые расчеты, согласился, и вот в ВШЭ уже послушно говорил про 1,5%.

Обещания Путин давал в своих статьях. В "Стратегии" ученые прописали "бюджетный маневр", который позволит прибавить 4% на развитие, но подразумевает убавить 2% от тех же оборонных расходов. Это предложение министр финансов отмел. Видимо, потому что не спорит с шефом и соглашается, что развитие оборонного комплекса и есть настоящее развитие державы. Он отметил, что маневр из Стратегии "несколько завышен... Маневр, на наш взгляд, должен заключаться в том, что эти 1,5% мы должны изыскать внутри бюджета". А именно, "перераспределить расходы "в первую очередь за счет перенагруженности нашего бюджетного сектора", конкретно - снизить расходы на здравоохранение, образование и тому подобное.

На следующее утро почти истерика случилась с министром Татьяной Голиковой, которая вдруг рассказала о катастрофе в нашем здравоохранении, где просто не хватает какого-то неимоверного количества работников. Видимо потому, что слишком много денег тратится казной на их содержание...

Татьяна Голикова четко уловила, куда клонит ее коллега с подачи их общего шефа. Путин до сих пор всегда свои обещания старался исполнять. В статье он пообещал повышение зарплат медикам. А министр финансов говорит о сокращении расходов на здравоохранение. Это нельзя понять никак иначе, чем слово сдержать и пособия увеличить, но только тем, кто останется после "оптимизации расходов". То есть - грядут сокращения. Вот и предала вдруг гласности Голикова секретную информацию - в Минсоцздравразвития вообще вся информация считается по факту секретной.

Речь Силуанова ни в коем случае не была импровизацией. То же самое про "бюджетный маневр" он говорил и в феврале по тому же поводу о нахождении денег на выполнение обещаний Путина. "Мы будем делать это в рамках маневра бюджетного. В первую очередь - через оптимизацию по отдельным позициям будем увеличивать расходы там, где это необходимо. Где-то урежем", - цитировало его РИА "Новости". И всегда он решительно отвергает даже намеки, что будут сокращены оборонные расходы.

Все это происходит на фоне бодрых рапортов о том, что начинается выпуск нового Калашникова АК-12. Генштаб попытался было сказать про то, что оружейники не предлагают ничего нового, но сохранили в АК-12 старые недостатки. Минобороны заявило, что не намерено это закупать. Но тут же всполошился еще один новый соратник Путина - вице-премьер Дмитрий Рогозин, который заявил о том, что автомат хороший, и даже наши требовательные полицейские готовы его покупать...

Очевидно, что заставят АК-12 закупать, как заставляли до сих пор не мелочиться и покупать свои танки, пусть устаревших конструкций, пусть по цене дороже более продвинутых немецких, но - родные, а не чужие.

Интересно сопоставить эти два примера реализации одного плана Путина - по здравоохранению и в сфере производства оружия. В одном случае, ради бюджетной экономии, предлагается оптимизировать расходы, скорее всего - сократить число медработников так, чтобы Голиковой стало не о чем печалиться, повысив оставшимся зарплаты. Во втором решено не обращать внимания на всякую там себестоимость и качество изделий (все это придет со временем). А ради сохранения рабочих мест в стратегическом секторе стоит идти пусть даже на явно неадекватные закупки. Выбор ясен: в пользу оружейников. Частью же медиков и, по крылатому выражению главы администрации Сергея Иванова, прочих "балалаечников", можно и пожертвовать. Оружейники за то благодарны, некоторые даже готовы, если что, в Москву на разборки подъехать. А медсестры не опасны. К тому же, может быть, если посчитать, и увольнять никого не придется - достаточно будет в штатном расписании узаконить то, что и так имеем и сократить то, что и сейчас не заполнено.

Надо признать, что веские резоны можно отыскать в обоих решениях. Незачем гадать, что верно, а что нет - посмотрим последнюю статистику, бесстрастно показывающую промежуточные результаты реализации уже давно выбранной тактики, безо всяких там планов и стратегий от "ученых кроликов".

Деньги продолжают бежать из страны, за первый квартал 2012 года, по данным ЦБ из утекло $35,1 млрд. И это на фоне установления абсолютного рекорда по средней цене нефти российской марки Urals, которая в марте превысила $122 за бочку. Есть еще статистика о том, что наши компании и корпорации, тоже на фоне нефтяного благополучия все реже берут кредиты на развитие. То есть, не планируют развиваться, хотя в опросах говорят, что смотрят в будущее с оптимизмом.

Инфляция к лету, по многим расчетам, может превысить правительственные ориентировки, хотя зампред ЦБ Алексей Улюкаев с этим традиционно не согласен. Роста курса рубля безрадостно ждут все, как неминуемый признак голландской болезни, которой мы давно инфицированы.

Бюджетные проблемы, очевидно, будут нарастать. Хоть и дарует рост цены нефти в этом году профицит, но мало надежды, что так будет вечно. Значит, будут расти и налоги, что вместе с инфляцией станет все быстрее "пожирать" любые надбавки к зарплатам и пенсиям.

В такой ситуации на самом деле срочно необходим бюджетный маневр. Но если уж пользоваться милой слуху власти военной лексикой, то требуется общевойсковой маневр, чтобы все-таки начать осмысленное движение от опостылевшей сырьевой зависимости. Однако никаких конкретных планов развития тех или иных отраслей, как было обещано в статьях Путина, не представлено. К чему приводит использование в качестве экономического тягача оборонки, мы уже испытали на своей шкуре еще в прошлой стране, которой уже 20 лет как нет. "Стратегию-2020" власти, похоже, отвергают, по крайней мере - как цельный сбалансированный план. Так что же планируется дальше все-таки в стратегическом, а не просто тактическом плане?

А дальше - пустота. Все уже сказано, написано, инвентаризировано и разложено по полочкам. Судя по речам и действиям чиновников, они просто намерены следовать старому проверенному принципу: там видно будет. Проще говоря, стратегия такая: что бог пошлет.