Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
21 Марта
Стратегия 2020: пересдача

РБК-ТВ

Программа "Диалог", интервью В. Мау

В: В эфире "РБК", программа "Диалог". Я - Андрей Левченко. Здравствуйте. Все слои населения и бедные, и богатые, все партии, левые и правые, все эксперты единодушны. России необходим не просто экономический рост, но экономический рост нового качества, надо снижать зависимость от сырьевых ресурсов. Никто не спорит, главное, мало кто знает, как это сделать. На этот вопрос попытались ответить эксперты, работавшие над "Стратегией -2020". Руководитель проекта, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау, у нас в студии. Владимир Александрович, приветствую вас в студии.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Здравствуйте.

В: Владимир, итак, хочу для начала поздравить вас с завершением работы. Работа проделана, судя по всему, даже если посмотреть по объему работы титаническая. 6 разделов, 26 глав, 864 страницы. Я смотрел эту работу. Вы довольны результатом?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Да, это была очень интересная работа, которую в конце 10-го года Владимир Владимирович Путин поручил Российской академии народного хозяйства и госслужбы и Высшей школе экономики, это был такой совместный проект двух крупнейших отечественных вузов. И основной массой экспертного сообщества в стране, это был реальный вызов. Это была непростая работа, но, в общем, нам удалось собрать, скоординировать усилия, я бы сказал так, лучших национальных экспертов с международными репутациями. И в этом смысле мне кажется, что Стратегия, как документ, получилась, но сразу хочу оговорить, что Стратегия - это не программа Правительства. Стратегия, как мы ее видели, какая задача перед нами стояла, представляет собой набор разумных развилок. Набор тех возможных решений, которые предстоит принимать Правительству и Президенту в разумном поле, то есть в поле, не допускающем рост бюджетного, появления бюджетного кризиса, инфляции и так далее.

В: Давайте об этом чуть попозже. Это очень важно и интересно, Владимир Александрович. Но все-таки о том, как вы работали. Работало сколько групп? 27 групп?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): 21 группа, но в этой числе нет ничего магического, просто при обсуждении основ направления работ получилось 21. Их могло быть чуть меньше, чуть больше. Мы пригласили к участию широкий круг экспертов.

В: Иностранные эксперты работали?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Было много иностранных экспертов, и надо отдать должное правительству, нам были выделены деньги на иностранных экспертов. Я говорю ... хочу... я сразу хочу сказать, что мы не получали деньги, у нас есть ненаучный бюджет и деньги на собственно экспертов нашей академии мы не получали. Финансировалась социология, проведены были масштабные социологические исследования и иностранные эксперты. И из иностранных экспертов эксперты основных ведущих стран и международных организаций, как говорится от Китая до Британии и Соединенных Штатов активно вовлечены были организации экономического сотрудничества и развития, МВФ, Мировой банк, которые давали своих экспертов, к счастью, мы уже давно используем Мировой банк и МВФ ни как источник денег для России, а как источник экспертизы, что гораздо лучше, чем займы.

В: Ну смотрите, получается очень широкий спектр, как мне кажется, такого не было еще в практике разработки стратегии для России, что привлекались.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Да, мне представляется это такая беспрецедентная работа по охвату. Хотя, конечно, не участвовавших больше, чем не участвовавших, но...

В: Но уже раздаются голоса от этих неучаствующих. Безусловно.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Это нормально

В: Они критикуют, мы еще об этом тоже поговорим.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Это нормально, вы понимаете, сложность экспертной работы такого рода состоит в том, что обсуждать можно в очень широкой аудитории, серьезно обсуждать в более узкой, а окончательный ... надо писать еще в более узкой. Вы же понимаете, что в экспертной работе нельзя принимать решение голосованием тех, кто собрался. Так или иначе вот здесь ...вывается группа экономистов, социологов, исследователей. В данном случае мне было понятно по руководителю групп, в 21-й группе было 42 сопредседателя, в каждой группе было 2 сопредседателя, обычно, или из одного из наших вузов и бизнес, политиков, но вот такая сложная комбинация и так или иначе, те продукты, которые получаются в результате, были связаны с ними.

В: Владимир Александрович, скажите, а сама идеология этого процесса, поиска правильной стратегии, как она строилась? Вы ставили задачу, что нам нужна такая цифра и как ее достичь, или в процессе работы люди пытались понять, как может развиваться экономика, и приходили к каким-то неожиданным решениям? Вот, Вы говорили о том, что проводили социологические исследования, наверняка Вы узнавали что-то новое. Происходило такое, или нет?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Вы знаете, есть набор экономических и социальных императивов. Экономические в настоящем четко понимают приоритеты данного этапа развития. Это технологическая модернизация, это национальная модернизация, это человеческий капитал. Причем, порядок здесь не имеет значения, можно начать с человеческого капитала, но мы понимаем, что есть блок пенсионной реформы, здравоохранения, образования, которые являются ключевыми, есть набор вопросов обеспечения макроэкономической стабильности для роста, есть проблема технологической модернизации и диверсификации. Все это так или иначе связано с ослаблением от нефтяной зависимости, каждый из этих 3-х блоков. Дальше возникают различные решения. Вот Вы знаете, 20 лет развитию рыночной экономики в России, 20 лет рыночной демократии в России, я бы сказал. И чем мы радикально отличаемся от начала 90-х годов? В начале 90-х годов у нас практически не было выбора. Вот, сколько угодно можно говорить, что надо было реформу проводить по-другому, ответственно заявляю, по-другому было нельзя. Вот императив 91-92-го года был однозначен.

В: А 2012-го?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): В 2000-м ... была больше. В 2012-м вариативность очень большая. И в этом смысле проблема обсуждения развилок, проблема того, какой тип пенсионной системы мы хотим, какой диктуется обстоятельствами, а какой - историей традиций.

В: Но, кстати, уж... Секунду. Если вы заговорили...

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Какой тип образования мы хотим.

В: Да. Если вы заговорили о пенсионной реформе. Что вы в итоге сказали, нам не избежать повышения пенс ...

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Ну, прежде всего мы сказали, что пенсионный возраст не является критической проблемой. Вот вы знаете, очень часто, очень часто в дискуссии подхватывается одна тема, которая то ли болезненна, то ли наоборот, привлекательна, и все вокруг нее вертится. Пенсионный возраст, проблема пенсионного возраста действительно существует. Она существует потому, что существенно удлинился период обучения, вот скажем, в нынешнем пенсионном возрасте, но не тогда, когда люди начинают работать в 17-18 лет, понятно? Сейчас они начинают работать после вуза, у нас ... всеобщее высшее образование, у нас удлинилась продолжительность жизни и понятно, что вообще-то, вообще-то проблема пенсион... активной трудовой жизни, она реальна, и она не сводится к тому, когда ее прекратить. Вот вы понимаете, раз уж заговорили о пенсии, мы ведем дискуссию о пенсии в терминах индустриальной экономики первой половины ХХ века. Вот как будто основная проблема - это рабочий, стоящий у конвейера и который остаток жизни хочет от конвейера отдохнуть. У нас вообще-то проблема огромного числа госслужащих, которые не хотят выходить на пенсию и каждый раз просят продлевать их работу. У нас есть много преподавателей, которые не хотя... и профессоров, которые не хотят выходить на пенсию. Вообще эта проблема не желающих уходить на пенсию у нас гораздо острее проблемы желающих уходить на пенсию пораньше. И ну почему-то вот дискуссию мы сейчас...

В: Понял.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Свели к совсем локальному вопросу.

В: Да. И поэтому я обратил внимание, что в таком документе появилось, как мне показалось, новое словосочетание "креативный класс". По-моему, ранее в таких стратегиях мы не знали, точнее, не употреблялось такое словосочетание. Креативный класс и бюджетный маневр. Можно поподробнее. Эта стратегия для креативного класса, именно он будет менять образ России и двигать Россию в общем-то к светлому будущему?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): В общем, в значительной мере да. И иногда говорим, правда, про средний класс, что он несколько более широко чем креативный класс. Но вы же понимаете что рамки понятия, креативный класс или средний класс, они достаточно размыты в отличие от советских, рабочий класс и колхозное крестьянство. Поскольку в паспорте у каждого было написано, является ли он рабочим, служащим или крестьянином. Ну вот и было понятно, кто есть кто.

В: Так на кого вы делаете ставку, кто такие, кто они - этот креативный класс? Обозначьте параметры.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Креативный класс и средний класс - это те, которые в моем понимании полагаются на себя, которые образованы и которые конкурентны в глобальном пространстве. Почему ... креативный класс. Дело в том, что для того, чтобы иметь хорошее образование, здравоохранение, хорошую пенсионную систему, не достаточно государства, которое придумают, как это было, какая пенсионная система или какое образование хорошо. Нужны люди, которые.

В: Сами формируют свое будущее.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Которые требуют у государства, требуют от представителей образования, от секторов услуг от здравоохранения, требуют качественных услуг. Больше того. В современном мире, это радикальная особенность современного мира от того, что было еще даже 20 лет назад. Если креативный класс не получает хорошее образование в своей стране, он его может получить везде в мире. Если он не находит нужного врача или нужную клинику в своей стране, он поедет туда где есть хорошая клиника.

В: Кстати, у нас такие возможности сейчас есть. В общем-то, это уже...

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Да с ростом благосостояния они растут. Но и это своего рода принципиально другие условия для правительства. Скажем, в начале 90-х не так много населения, не так много креативного класса могло взять и уехать туда где им хорошо жить. Сейчас гораздо больше. Иногда вот мне говорят, так что же условия жизни стали хуже? Нет, условия стали жизни лучше. Просто появилась критическая масса креативного класса, которая свободно говорит на иностранных языках, которая свободно едет по миру, для которого образ жизни развитых стран не чужд.

В: Которые идут на Болотную, которые идут на Сахарова.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Они могут идти как на Болотную, так и на Поклонную. В данном случае неважно. Главное, что они могут выбирать институты. Они могут выбирать, при какой избирательной системе им жить, они могут избирать, выбирать, какой медициной им пользоваться. И даже если они предпочитают избирательную систему своей страны, деньги они за образование, за здравоохранение могут платить в другой стране. И это очень, очень серьезный вызов На мой взгляд, на самом деле, один из важнейших демографических вызовов является не только сокращение численности населения, что действительно важнейшая рамка.

В: Работоспособного, уже два года как наблюдаем.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Уже трудоспособного, да. Но и, но и то радикальное изменение, которое произошло за последние 20 лет. Я его обозначаю так, если 20 лет назад, если вы хотели изменить условия своей жизни в стране, вы должны были менять страну, сейчас значительная часть этих людей может изменить страну пребывания. И вот, и если дешевле уехать из страны, чем изменить условия в лучшую сторону своей страны, это опасно.

В: Стратегия что предлагает? Стратегия предлагает переделать страну под этот креативный класс?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Невозможно переделать страну под креативный класс, скорее стратегия предлагает создать условия, при которых креативному классу интересно работать в своей стране.

В: Да, давайте вот о том, что...

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): И больше того, которая привлекала бы креативный класс из других стран, приезжать сюда. В конце концов немцы, в конце, во второй половине 18-го века активно ехали в Россию, не потому, что в России было очень хорошо, а потому что в России было спокойнее и стабильнее, чем в разрозненной Германии.

В: Согласен. А макроэкономическая стабильность. наверное то, что вам ближе, то что вам интересно, вы кстати говоря, какой раздел курировали?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): То что связано с новой моделью роста, прежде всего, а также вообще весь блок, связанный с макроэкономикой.

В: Макроэкономика. Итак. Можно, чтобы не углубляться обозначить основные количественные критерии, которые позволят нашей стране развиваться восходяще, достаточно уверенно и достигая поставленные цели? Ну, такие ключевые параметры там, темпы роста ВВП, там ну и какие-то другие вещи, которые вы увидели?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Вы знаете, я избегаю говорить о темпах роста ВВП. Конечно, темпы роста ВВП чем лучше, тем лучше.

В: Да.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Но, понимаю, что легко можно достичь темпов роста, высоких темпов роста ВВП при ухудшении экономической структуры и приближении к кризису. Я хочу напомнить, ну классический пример, что 70-е годы Советский Союз рос более устойчивыми более высокими темпами, чем запад, находившийся в кризисе. Но к середине 80-х выяснилось, что Советский Союз шел к катастрофе, а запад трансформировал свою экономику под постиндустриальные вызовы, под новые технологии. Низкие темпы были связаны с адоптацией структур к новым технологическим вызовам, что дало вот можно бурно расти следующие 25 лет, что в свою очередь привело к нынешнему кризису. Не будем про это забывать. Таким образом, нам действительно важен довольно высокий темп роста. Не трудно предположить, что мы будем расти быстрее Германии, но медленнее Китая. Просто российская экономика менее развитая, чем немецкая и более развитая, чем китайская. Что при отсутствии каких-то фатальных ошибок в экономической политике, а вряд ли они у нас будут. Это говорит о том, что мы будем расти

В: Хоть этим успокоили.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): медленнее Китая, но быстрее Европы и даже Германии. Второе. Нам, конечно, нужно бюджетное правило. Обычно говорят: у вас столько ресурсов, как это хорошо. Ресурсы это всегда более сложная экономическая политика. Экономическая политика, когда у вас нет ресурсов, она проще. Вот поверьте мне, она проще, чем когда у вас много денег, не связанных с ростом производительности труда. Поскольку это создает искажение там связанные с завышением курса национальной валюты, с искусственным снижением конкурентно способности внутреннего производства ..., когда создаются условия, когда купить во вне проще, чем произвести, это требует определенных мер.

В: Владимир Александрович, но и страдать от этого не надо. Линчевать себя тоже не надо. Если у тебя есть ресурсы, надо грамотно ими пользоваться. И Вы ведь в программе, в стратегии ведь предлагаете, например, как я понимаю, повысить налоговую нагрузку газового сектора. Причем, существенно.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Это там есть, но в этом смысле это скорее проблема выравнивания условий газовой и нефтяной отраслей. Главное, не это. Главное, как сделать, как не повторить ситуацию Советского Союза, когда все ресурсные доходы тратятся в текущем бюджете, а потом, когда вы их лишаетесь, выясняется, что у вас нет ни реально новых технологий, ни нового производства, причем занятость труда составляет, там, 30-40% от американской. А в сельском хозяйстве еще ниже. В данном случае мы обсуждаем и предлагаем, это уже практически консенсусное мнение, бюджетное правило. То есть правило, при котором нефтяные доходы бюджета, ну, если не гарантированы, но более или менее гарантированы. То есть мы предполагаем, это гипотеза, ... если вы в бюджете, не искусственная цена, течение, вот как это была, а, скажем, средняя 10-летняя цена на нефть, то ... нам, скорее всего, гарантирована. Другое ограничение, которое мы считаем необходимым, ввести это ограничение на государственный долг. Он у нас низкий, он у нас беспрецедентно низкий. И по нашим меркам и по европейским меркам и по американским меркам. Примерно 10% ВВП. Это хорошо, но это одновременно плохо. Потому что это создает иллюзию маневра. А давайте сейчас наращивать его, долг. Мы довольно строго показываем, что можно его наращивать, мы можем позволить и удвоение долга в долях ВВП, но не более того. И в этой, больше того, наша бюджетная политика основана на предложении по росту долга при росте резервов. То есть, Вы понимаете, что когда вы заимствуете не потому, что у вас нет денег, а потому, что у вас есть некие макроэкономические соображения, почему долг лучше, чем направление падающих с неба денег в расходы бюджета и все это понимают. То это совершенно другая цена долга.

В: Понятно.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): А другая цена заимствования, это другое отношение к стране.

В: Скажите, а вот критики говорят о том, что программа чрезмерно... чрезмерная либерализация, опять шоковая терапия, что в тот момент, когда мировые экономики закрывают свои границы, внимательно смотрят за тем, чтобы национальным корпорациям было комфортно, мы открываем двери и пускаем всех уже и так пущенных достаточно в нашу экономику. Что готовы ответить на это?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Ну, во-первых, это неправда. Об этом в программе нет, хотя то, что вы говорите, это с точки зрения экономической справедливо. У нас нет проблемы стоящих на границе людей с товарами или капиталами, которые срочно хотят завезти сюда что-то, у нас нет этой проблемы. Именно поэтому эта проблема подробно не обсуждается. Вектор либерализации задан присоединением к ВТО и это находится вне рамках стратегии, потому что это... это то, что делало Правительство, и правильно сделало. В дальнейшем действительно должны идти, и там это упоминается. После ВТО должно последовать присоединение к ОЭСР, к организации экономического сотрудничества и развития, ну, т.е. клубу развитых стран, и дальше мне представляется, мы об этом отчасти пишем, конечно, мы должны идти к общему рынку с ЕС.

В: Хорошо, скажите. Если не будут выполнены ваши рекомендации, что произойдет с экономикой?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Вы знаете, рекомендации вариативны. Начнем с того, что то, что то, что предлагается в стратегии, не есть какая-то революция. Да, речь идет о новой модели роста. Просто потому что модель роста, которая у нас была, основана на опыте 98-го... кризиса 98-го года, она по ряду причин исчерпалась. Она отчасти исчерпалась по внутренним соображениям, а отчасти и по соображениям кризиса. У нас нет больше дешевого капитала, перетекающего извне. У нас нет быстро растущих цен на нефть, и вряд ли будет, не просто высокие, а растущие цены на нефть. У нас нет свободных мощностей, которые были, у нас нет обесцененного рубля и мы не можем позволить себе вдруг еще раз уронить рубль и что ведет к обнищанию ...

В: Я понял, т.е. другого варианта нет, т.е. надо работать по вашей стратегии?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): И надо работать в рамках этой стратегии, но в самой стратегии... повторяю, поскольку нет программы...

В: Несколько...

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Много развилок, много вариантов, где есть за и против. Но самый главный за и против, он простой, он есть всегда. Мы готовы провести какие-то реформы сейчас и заплатить за них сейчас или провести их через 20 лет...

В: И заплатить в 10 раз больше.

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Заплатить больше, но не сейчас.

В: Скажите, новое правительство будет работать по вашей стратегии? Уже есть первая реакция Владимира Путина, скажем так?

ВЛАДИМИР МАУ (РЕКТОР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ): Прошло несколько совещаний и с Президентом Медведевым, и с председателем правительства Путиным, по разным аспектам этой стратегии, что важно для меня, что мы обсуждаем эту стратегию вообще. Можно было провести церемониальное совещание стратегии вообще, вот этой тысячи страниц, обсудить ничего. Мы вспоминаем конкретный раздел. Бюджетное правило и бюджетная политика. Налоговая политика. Банковская политика. Пенсионная реформа. То есть вот обсуждается подробный вопрос, причем повторяю, не в ... вот повышать пенсионный возраст, это ломка. Объясню почему. Во-первых, потому что это не критически важно, во-вторых, потому что всякое обсуждение повышения пенсионного возраста касается ведь не тех, кто выходит на пенсию сейчас. Обсуждение пенсионного возраста касается людей до там 30-35 лет. То есть тех, для которых это вообще еще не является проблемой. И больше того, с высокой степенью вероятности их основная мечта будет - работать, продлить свою жизнь, а вовсе не сидеть на иждивении.

В: Владимир Александрович, у нас остается 15 секунд. Я понимаю, даже больше, чем уверен, нам придется продолжить разговор. Гостем программы сегодня был Владимир Мау - ректор российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Желаю вам удачи. До свидания.