Разработанная командой экспертов стратегия развития России на период до 2020 года ("Стратегия-2020") предлагает новую социально-экономическую политику, основанную на разумном сочетании либеральных реформ с государственным контролем. В числе прочих мер планируется дать больше инициативы экономическим субъектам, адресно финансировать "социалку", а также повысить пенсионный возраст.
Это стало темой прошедшей в РИА "Новости" пресс-конференции "Итоговый доклад экспертов "Стратегии-2020", на которой журналистам были представлены основные выводы по результатам откорректированной (первый вариант "Стратегии" был разработан еще четыре года назад) работы команды экспертов, формировавших новую модель развития отечественной экономики.
Знаменательно, что финальный доклад экспертных рабочих групп по коррекции "Стратегии" был представлен руководителями двух престижнейших столичных вузов страны: Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) - именно эти вузы координировали усилия группы ведущих российских экономистов, работавших над проектом.
Экономическая безопасность и устойчивое развитие страны должны базироваться на институциональных реформах, включающих в себя бюджетную и финансовую стабильность, основанную на правильной фискальной политике и сокращении неэффективных затрат, ориентации на социально значимые проекты.
Об этом говорилось в выступлении ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова. По его словам, для реализации "Стратегии" "мало, чтоб разработчики стратегии заняли государственные места - должна быть слаженная четкая команда, ориентированная на успешные реформы". Он уверен в реализации проекта, так как "видит убежденность команды Медведева-Путина" в проведении реформ.
Сходной точки зрения придерживается ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау , констатирующий, что предложенная стратегия реализуема потому, что в стране "есть спрос на экономические либеральные реформы, либеральную политику".
Согласно "Стратегии", ВВП страны должен расти не менее чем на 5% в год при стабильно умеренных темпах инфляции и выйти к устойчивому стабильному росту за счет интенсификации производительности труда. Госинвестиции в экономику нужно будет держать на уровне в 3-3,5% процента, а чрезмерно раздутый госсектор сокращать в ходе очередного витка приватизации с 2012 по 2015 года.
Неэффективные государственные расходы, прежде всего оборонные, должны быть радикально сокращены, а социальные - здравоохранение, образование и т. д. - увеличены.
При этом мы должны слезть с "нефтяной иглы": так, предлагается упразднить экспортные пошлины на энергоресурсы, компенсировав это повышением налогов на добычу полезных ископаемых. При этом рассчитываться госбюджет будет, исходя из предположения о постепенном снижении цены барреля нефти со $105 в 2012 году до $95 - к 2015 году.
По мысли докладчиков, мы должны сделать ставку на инновации и создание инфраструктуры постиндустриального информационного общества. А для этого нужна иная социальная политика, направленная не просто на поддержку малообеспеченных слоев, а учитывающая интересы растущего среднего класса, создавая для него новые стимулы и возможности. По словам Кузьминова, важно, что при составлении доклада "ограничения социальные учитывались так же, как и экономические", и в целом документ учитывает интересы среднего класса, "закладывая конструктивные основы взаимодействия власти и общества".
"Средний класс не только предъявляет требования социального и политического характера к власти, но и готов ее поддержать, требуя доказательств, что деньги на крупные проекты не будут разворованы", - развил эту мысль первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон. - "Он не говорит однозначно ни да, ни нет - он говорит "да, но...", - при условии прозрачности, контроля над расходами и так далее. До 40% наших граждан готовы платить дополнительные налоги - это называется самообложением - если эти деньги пойдут на нужные цели, улучшение социального обслуживания, целевую помощь нуждающимся и так далее". Якобсон отметил важное различие между позицией среднего класса и основной массы населения по налогам: "Если массовые настроения: больше спрашивать с власти, но не платить, у среднего класса позиция: платить, но и больше спрашивать за использование - это важная подвижка в умонастроениях".
Одно из ключевых предложений "Стратегии" - увеличение пенсионного возраста к 2030 году до 63 лет равным образом для мужчин и женщин (сейчас для первых он составляет 60 лет, для вторых - 55). Однако проводиться это должно постепенно. "Речь идет о повышении пенсионного возраста, которое закончится к 2050-2055 годам", - говорит Кузьминов: - "Тогда будет уже другая обстановка, другая жизнь".
Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин отмечает, что "мягкий вариант повышения пенсионного возраста" был предложен еще в 2004 году, однако "реформа накрылась медным тазом и о ней забыли".
По мнению Ясина, "Создать механизм, обеспечивающий нормальное воспроизводство пенсионного фонда - вот важнейшая задача", а пенсионный возраст - не ключевой вопрос реформы. Пенсионная реформа является пунктом, по которому нет единого мнения - соглашается научный руководитель НИУ ВШЭ, отмечая при этом: "Я лично убежден: пока у нас не будут брать обязательные взносы в пенсионный фонд со всех занятых граждан, как в цивилизованных странах - мы не решим этой проблемы". Пенсионная реформа назрела и даже перезрела, поэтому не нужно затягивать с ней: "По нашим расчетам, у нас есть еще примерно 15 лет, но потом уже эта проблема так просто не решится - огромные сложности накопятся". Лев Якобсон солидарен с ним: "Не фантазии, не "хотелки", как выражался покойный Черномырдин , а движение в коридорах возможностей - экономических, социальных, политических, - вот что важно".
Владимир Мау поддерживает коллегу: "В пенсионной реформе существует несколько важных проблем. Пенсионный фонд - не что-то сакральное, а часть бюджета. Можно повысить пенсионный возраст, можно повысить налоги". Тем не менее ввиду ограниченного коридора для маневра в долгосрочной перспективе повышению пенсионного возраста альтернативы нет. Чем более богатым и образованным становится общество, тем меньше у людей возникает потребности выходить на пенсию, констатирует экономист. "Сколько раз мы можем у нас видеть такие ситуации, как достигшие пенсионного возраста чиновники пишут заявления с просьбой оставить их на работе, не увольнять; так что эта проблема, которая не описывается в терминах пенсионного возраста", - уверен Мау.
Доработанная концепция "Стратегии-2020" должна быть рассмотрена в правительстве уже в самое ближайшее время, заявил Кузьминов. Он также подчеркнул, что проект открыт для самого широкого обсуждения и доработки - помимо экспертной группы, в обсуждении "Стратегии" будут участвовать слушатели, студенты ВШЭ, Сколково, других профилирующих экономических вузов.
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru