Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
15 Марта
Новая стратегия России: нефть, инвесторы и инфляция

BBC Русская служба

Екатерина Дробинина

Итоговый доклад "Стратегии-2020" о социальной и экономической политике до конца текущего десятилетия оказался гораздо жестче промежуточного, опубликованного летом прошлого года

Внешние макроэкономические условия будут для России не столь благоприятными, как были до сих пор: нестабильность на мировых рынках сохранится, цены на энергоносители, вероятно, будут снижаться, а стоимость заимствования капитала для российской экономики вырастет.

"Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание", - пишут авторы доклада.

"В инерционном сценарии, основанном на использовании старой модели роста, следует ожидать затухания темпов роста в силу замедления роста спроса и ограниченных возможностей повышения производительности или - в случае активного стимулирования спроса и кредитования - формирования нового "пузыря", грозящего новым кризисом во второй половине 2010-х гг", - предупреждают эксперты.

Инфляция должна быть сокращена до 5%, темпы роста ВВП оцениваются в среднем также в 5%, посчитали эксперты, подготовившие стратегию. Вместе с тем, многие тезисы, которые включены в доклад, уже не раз звучали.

Технологическое отставание, слабость инноваций, неразвитость институтов - проблемы российской экономики, которые определили не только эксперты рабочих групп, но международные организации: от Всемирного банка до Всемирного экономического форума.

Главный вызов для российской экономики - борьба за инвестиции, а одна из главных задач - изменение делового климата.

Первая версия стратегии была написана министерством экономического развития еще до кризиса 2008 года и основывалась на данных за 2007 год. В редакции Минэкономразвития этот проект назывался "Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года".

В кризисный 2008-й проект утвердили, однако двумя годами позже премьер-министр Владимир Путин попросил ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и руководителя Академии народного хозяйства и госслужбы Владимира Мау пересмотреть стратегию.

В результате были созданы экспертные группы, которые подготовили промежуточный вариант стратегии к лету 2011 года. Однако этот вариант получил массу критики как от чиновников, так и от экспертов.

Ожидается, что в ближайшее время новый проект будет представлен российскому президенту и премьер-министру.

Слабость институтов

Мировые цены на энергоносители с большой вероятностью будут снижаться, уверены эксперты, так как темпы их роста не соответствовали темпам роста спроса на сами энергоносители. Введение в эксплуатацию новых месторождений, а также инвестиции в новые технологии также приведут к снижению цен на нефть и газ.

При оптимистичном сценарии, цены на сырье будут сохранятся высокими, а темпы роста мировой экономики не опустятся ниже 4-5%. По менее оптимистичному прогнозу, который эксперты берут за базовый, цены на энергоресурсы будет сильно колебаться, а стоимость капитала вырастет.

Сырьевая зависимость вместе с "ножницами конкуренции" (разрыв между высокой стоимостью труда и низким уровнем развития институтов), а также разница между развитием человеческого капитала и качеством институциональной среды - все это стало основными вызовами, стоящими перед российской экономикой, считают авторы "Стратегии - 2020".

Низкий уровень развития институтов не раз отмечали и международные эксперты. Например, в рейтинге конкурентоспособности экономик, составляемом Всемирным экономическим форумом, Россия в 2011 году опустилась на три строчки на 66 место из 142. Но в оценке только уровня развития институциональной среды Россия находится на 128 месте (соседями по оценке этого критерия у России оказались Алжир, Гватемала, Бангладеш и Парагвай). Эксперты форума включили в этот раздел уровень защиты авторских прав (130 место), защиту прав миноритарных акционеров (135 место), тяжесть государственного регулирования (132 место) и надежность действий полиции (132 место).

"Конкуренция - как на внутреннем, так и на внешнем рынках - подавляется присутствием нескольких крупных компаний, применением неэффективной анти-монопольной политики и ограничением доли иностранного капитала", - отмечается в рейтинге Всемирного экономического форума.

Без повышения конкуренции, как и без улучшения делового климата, к новой модели российской экономики перейти нельзя, уверены авторы "Стратегии-2020".

"В рамках улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности необходима реформа Уголовного кодекса и правоприменительной практики в отношении бизнеса, меры по законодательной защите конкуренции, меры по изменению мотивации госаппарата, снижение барьеров входа на рынок, сокращение регулирующих функций государства и его присутствия в экономике", - предлагают эксперты.

"Для защиты прав инвесторов предлагается ввести механизм "красной кнопки", уполномоченного по защите прав инвесторов, необходимо сформировать Совет по защите прав инвесторов и контролю норм". В начале февраля, выступая на инвестиционной конференции, премьер-министр Владимир Путин уже пообещал, что в России будет создана должность обмудсмена по правам предпринимателей.

Кстати, на том же форуме Путин поставил амбициозную задачу для России: войти в ближайшие годы в двадцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса и подняться в рейтинге инвестклимата сразу на сто позиций - с 120-го места на 20-е.

Инфляция мешает

По итогам обсуждения промежуточного проекта стратегии осенью 2011 года, особой критики подверглись тезисы экспертов о том, что Банк России должен контролировать инфляцию, а не валютный курс. В финальном докладе составители не отступили от этой мысли.

"Последовательная ориентация на снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков", - пишут экономисты. Ранее о необходимости таргетирования инфляции, а не обменного курса неоднократно также говорили и представители МВФ в России.

Снизив инфляцию до 5%, российские власти изменят механизм денежного предложения: приток капитала будет осуществляться за счет инвестиций (при низкой инфляции инвесторы более охотно вкладывают в экономику), а не за счет заимствований на валютных рынках. Это обеспечит приток "длинных" денег и снизит угрозу оттока капитала, которая для российской экономики является одной из основных проблем, говорится в тексте "Стратегии - 2020".

До сих пор инфляция в России постоянно была выше того уровня, который "необходим для выхода на траекторию устойчивого роста". В 2011 году инфляция, по данным Росстата, составила 6,1%, став таким образом самой низкой за все время ведения наблюдений.