20 января в рамках Гайдаровского форума «Россия и мир: 2012-2020» прошли круглые столы, посвященные насущным социально-экономическим вопросам развития страны в ближайшие годы.
На круглом столе «Миграционные процессы: влияние на общество» его участники констатировали наличие целого узла сложных проблем. С одной стороны, России необходима трудовая миграция, т.к. мировая экономика не знает случаев, когда страна могла бы расти в экономическом смысле, не увеличивая емкость рынка труда. Однако демографическая ситуация в стране такова, что число собственных работников в перспективе будет только сокращаться. С другой стороны, увеличивающееся количество мигрантов вызывает в определенных социальных слоях рост напряженности. Необходимы специальные меры, как по борьбе с проявлениями ксенофобии у местного населения, так и с адаптацией трудовых мигрантов к жизни в российском обществе. Весьма важна проблема регулирования миграции, чтобы в страну приезжали именно те люди, что более всего соответствуют потребностям рынка, однако относительно того как именно это сделать в экспертном сообществе нет единого мнения.
Круглый стол «Новые профессионалы для рынка труда» был посвящен путям регулирования российской занятости. В настоящее время российский рынок труда столкнулся с тем, что более 80% молодежи, вступающей в трудовой возраст, выбирает для себя получение высшего образования. Это создает дисбалансы, оголяет сектора рынка, не требующие получения высшего образования. Эксперты обсудили как возможные способы возврата авторитета профессионального технического образования, так и альтернативные пути подготовки кадров, такие, как прикладной бакалавриат.
Круглый стол «Территориальное планирование и городская среда в современной России», как отметил его ведущий, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, председатель Совета по территориальному планированию Союза архитекторов РФ Александр Высоковский, собрал ведущих профессионалов в области территориального планирования. Основным предметом разговора стали внесенные в последние два года изменения в Градостроительный кодекс (ГрК), и то, как это сказалось на подготовке генпланов городов и прочих муниципальных образований. ГрК, сказал Высоковский, позволил уйти от социалистических норм, не предусматривоваших существование частного инвестора, установил правовую основу инвестиционной деятельности, завязав ее на территориальное планирование, вплоть до введения инвестора в конечный проект и создания нового объекта собственности.
Как отметил заместитель министра Министерства регионального развития Александр Викторов, одна из целей изменений в ГрК — выстраивание единой схемы территориального планирования населенных пунктов — от «Стратегии 2020» и до последнего муниципального округа. Он подчеркнул что по ряду параметров ГрК упрощает процедуру планирования, нормативы градостроительного проектирования переданы на уровень регионов и муниципалитетов: «у всех разные условия: юг, север, степи, горы, и на местах сами решат, какие индикаторы планирования они могут обеспечить».
Зам. директора НИИиПИ генерального плана Валерий Беккер отметил, что очень важно, чтобы генеральные планы развития населенных пунктов стали не плодом единоличного решения мэров, а продуктом общественного осмысления. Кроме того, важно единство подхода на всех стадиях разработки генплана «Мы должны стараться обеспечить процедуру единого связанного решения и доступности общественного обсуждения.
Директор направления Фонда «Институт экономики города» Эдуард Трутнев отметил противоречивость норм, заложенных в ГрК и в Земельный кодекс. «На практике существуют контрпроцедуры, идущие поперек территориального планирования: предварительное согласование мест размещения строительства». Они проистекают из положений Земельного кодекса. В итоге, подчеркнул Трутнев, в России так и не сделано ни одной схемы территориального планирования.
Зам. директора НИИиПИ генерального плана Олег Баевский отметил, что основные достоинства нового Генплана Москвы — в его концептуальной чистоте, а также в том, что существует возможность вносить в него изменения. Однако, отметил Баевский, пока все внесенные туда изменения только ухудшали чистоту и единство замысла. В то же время, ряд необходимых изменений, начиная с изменения границ Москвы, так и не вносятся.
Баевский также посетовал на огромные трудности, с которыми сталкиваются собственники земельных участков в столице при их переолформлении по новым требованиям. «Есть огоный заказ Института Генплана по земельному межеванию, и огромная коллизия с Департаментом земельных ресурсов [мэрии], который стремится межевать участки по границе фундамента здания. Такие нормы не существуют с 1998 года, но земельный департамент иначе оформлять отказывается. В результате, около 180 участков зависли». За позицией департамента, по мнению участников Круглого стола, стоит заказ городских властей, не желающих терять влияние на городскую территорию.
«Удивительно, - отметил А. Викторов, - когда не люди с улицы, не чиновники, а специалисты, компетентные люди, идут на нарушение законов, хотя они знают, как именно те работают, и чего требуют».