Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
18 Января
Гайдаровский форум: день первый

В первый день Гайдаровского форума "Россия и мир: 2012-2020", проходящего в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), вобсуждении проблем российской и глобальной экономики приняли участие первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, председатель Государственной думы РФ Сергей Нарышкин, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, глава Сбербанка Герман Греф. 

И. ШуваловОткрывая форум, зампред правительства РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия приблизилась к планке ВВП на душу населения в размере $15 тыс., после чего политически это будет живая страна. "Мы подошли к тому, что теперь так наша страна будет жить всегда", - подчеркнул зампред.
В ближайшие десятилетия Россия будет страной с развитой политической и экономической системой. "У нас для этого есть все шансы", - констатировал Шувалов.

Что касается экономической модели, в соответствии с которой будет развиваться страна, Шувалов подчеркнул, что реиндустриализация, провозглашаемая в недавних статьях Владимира Путина и Евгения Примакова, не противоречит постиндустриализации, проповедуемой экономистами Владимиром Мау (ректор РАНХиГС) и Ярославом Кузьминовым (ректор НИУ ВШЭ). "В той модели, которую написали нам эксперты [члены экспертных групп], как раз есть место для новой индустриальной политики", - подчеркнул Шувалов. В частности, нужно открывать новые возможности для экспорта высокотехнологической продукции, заметил он. При этом экспорт продукции будет происходить на базе обновления и модернизации промышленной базы в России.
Шувалов также акцентировал внимание на важности макроэкономической стабильности. Он отметил, что нужно будет изменить структуру госрасходов: "Нам, наверное, придется увеличить государственные расходы по таким направлениям, как инфраструктура, образование, здравоохранение. При этом нужно озаботиться более высокими темпами экономического роста и не тратить деньги на то, что не нужно".

"Конкурентная среда и бизнес-среда должны быть крайне свободными. У нас нет этой предпринимательской свободы, мы должны это признать. Бизнес развивается вопреки препятствиям", - подчеркнул Шувалов.

К середине 2012 г. в малом бизнесе может быть задействовано около 28% трудоспособного населения. На декабрь прошлого года, "если меня не вводят в заблуждение", было  уже около 25%, заявил зампред правительства. "Когда мы работали над программой "2020", мы закладывали, что к 2020 году среднего класса должно быть около 50-60%%. При другой системе оплаты в бюджетных учреждениях,  притом что будет больше занятых в малом и среднем бизнесе, эта цифра является исполнимой, только если мы не будем делать ошибок и будем последовательно заниматься улучшением деловой среды, делового климата", - сообщил Шувалов.

Э. НабиуллинаМинистр экономики Эльвира Набиуллина начала свое выступление с оценки долгосрочных последствий кризиса для мировой экономики. Основными факторами быстрого роста мировой экономики с 2000 по 2007 гг. (4,2% против 3% в 90-е гг.) являлись дешевое сырье (рост предложения металлов и нефти), дешевая рабочая сила (перенос производств в азиатские страны), дешевые финансовые ресурсы (относительно низкие процентные ставки, высокий уровень сбережений). Также рост подхлестнули фискальные меры, которые "стали применяться не только в условиях кризиса, но и до кризиса". Во многих странах потребление росло темпами выше, чем темпы роста экономики. Эти факторы роста к середине 2000-х гг. исчерпали себя, и накопились дисбалансы, подчеркнула министр.
На повестке дня вопрос источников роста для мировой экономики; эта проблема пока не решена. "Системные риски не только выросли, они реализуются", - утверждает Набиуллина. При этом министр отмечает, что многие решения запаздывают. "Проблема Греции возникла почти 2 года назад и до сих пор не решена. Многие проблемы приобретают застарелый характер", - оценивает ситуацию Набиуллина.

"Было бы очень поверхностно думать, что эти проблемы можно решить просто с помощью бюджетной консолидации", - подчеркнула министр. По сути, глубинная проблема Евросоюза - это стремление поддержания былых темпов роста благосостояния и потребления в условиях постоянного снижения относительной конкурентоспособности европейской экономики, считает Набиуллина: "Мы видим, как многие европейские товары и компании вытесняются товарами и компаниями, привозимыми из азиатских стран".

На глубинное противоречие между "желаниями и возможностями" Европы наслаивается кризис интеграции. Министр экономики описала две формы этого кризиса: "Первое: мы видим, что в условиях единой монетарной политики, единого валютного курса критической становится несогласованность остающихся на национальном уровне бюджетных политик. И второе: разный уровень развития стран, которые по-разному реагируют и на внешние, и на внутренние сигналы, в условиях одной интегрированной группировки".

Проблемы ЕС объективны и носят долгосрочный характер, методами одной бюджетной консолидации эти проблемы не решить, резюмировала министр.

У США гораздо больший запас устойчивости, больше гибкости, считает Набиуллина: "У Штатов лучше институты для предотвращения кризисных явлений, более гибкий рынок труда, и по сути, США могут себе позволить (и это мы видим на практике) проводить более медленную политику бюджетной консолидации, имея возможность и брать заимствования, и финансировать, в том числе за счет резервного характера своей валюты".

Азиатские страны ожидает "мягкая посадка", считает Набиуллина, прогнозируя небольшое замедление темпов роста. Доля азиатских экономик в мировой экономике будет продолжать расти. Средние темпы роста экономик стран Азии в ближайшее десятилетие МЭР прогнозирует на уровне 6%.

России нужна новая модель экономического роста, считает Набиуллина. Если в среднем в последние годы прирост экономики составлял 7% в год, то 3,5% из этой цифры составляла внешнеэкономическая конъюнктура. "Мы на эту внешнеэкономическую конъюнктуру в ближайшее время вряд ли можем рассчитывать, - предупреждает министр. - Поэтому один из ключевых факторов для нас теряет значение".

"Эпоха двузначных темпов роста экономики закончилась, - подвела черту министр, вспоминая докризисные темпы роста экономики России. - Теперь для устойчивого роста нам точно нужна новая экономика!" Набиуллина предупредила, что если не будут использованы новые источники для роста экономики, то Россия остановится на инерционном росте в 2-3%%. "Нам можно и нужно расти темпами в  5-6%%", - заявила Набиуллина, уточнив, что разница между 6% и 3% роста экономики - это "дополнительные 600 млрд в бюджетную систему".

Прирост экономики позволит решить бюджетные развилки между сохранением уровня налогов и повышением затрат в области инфраструктуры, ЖКХ, образования и здравоохранения, подчеркнула министр экономики. "Этот прирост можно обеспечить, но для этого нужно кардинальное улучшение делового климата. Здесь мы можем делать ставку только на частные инвестиции и на деловой климат", - подчеркнула Набиуллина.

"Есть очень чувствительные вопросы, которые стоят на повестке ближайшего времени, - заявила министр. - Это и эффективная судебная система, и снижение коррупции. Это два ключевых вызова, которые стоят перед нами, для того чтобы радикально улучшить инвестиционный климат". Министр отметила, что все фундаментальные факторы для прихода инвестиций у России есть, "осталось только улучшить инвестиционный климат".

Г. Греф"Плохая инфраструктура и плохой менеджмент - две российские проблемы, которые нам предстоит преодолеть", - заявил глава Сбербанка Герман Греф. Он очертил три главные темы своего выступления. Первая: источники инвестиций. "Модернизация без инвестиций невозможна. Это первая и главная тема, которая должна стоять на пути современной экономической политики России", - заявил Греф.  "Второй вопрос - изменение структуры экономики и то, как мы можем способствовать ей. Третье - это наши потенциальные возможности и те риски, которые мы имеем в ресурсных секторах", - заявил Греф.

Единственный путь для развития и поддержания госрасходов Греф видит в модернизации всех государственных институтов. В последние годы модернизационных стимулов было очень мало, заявил глава Сбербанка. "Но теперь наши модернизационные стимулы стоят на площадях. В каждой из реформ есть серьезнейшие, очень тяжелые развилки, которые проходить нужно филигранно, с очень мощной программой управленцев. Если мы не будем иметь мощную команду управленцев, то в фазу реформ выходить не надо. Мы дискредитируем идею", - заявил Греф.

Следующая проблема, с которой столкнется Россия, - нехватка ресурсов, заявил Греф. Он пожаловался на трудности с кредитованием у "дочек" европейских и американских банков даже для банка с такой высокой репутаций, как Сбербанк. Причем данная тенденция сохранится в течение нескольких лет. Говоря о внутренних источниках финансирования - пенсионных накоплениях, Греф подчеркнул их недостаточность. "Пенсионные накопления у нас составляют 3% ВВП. Даже в восточноевропейских странах, таких как Чехия, Польша, - это 20-30%% ВВП. Я не говорю о США, где эта цифра превышает 100% ВВП. У нас не создана система генерирования длинных внутренних денег", - подчеркнул Греф. Проблема длинных денег - проблема, которая подлежит серьезному обсуждению и решению, резюмировал глава Сбербанка.

По материалам Вести.ру - Экономика