В отношении некоторых положений придется принимать политические решения, уверены разработчики
Обсуждение Стратегии-2020 у президента перенесено на середину января 2012 года. Хотя изначально предполагалось, что глава государства поднимет этот вопрос на совещании 28 декабря. Перенос сроков "Известиям" подтвердили помощник главы государства Аркадий Дворкович и один из авторов документа, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. По словам Кузьминова, дело не в сырости документа, а в том, что на первый план вышли совсем другие проблемы. "Ситуация в декабре изменилась, и президент сделал акцент на политических вопросах", - сказал Кузьминов.
Ряд федеральных ведомств раскритиковал многие положения Стратегии. К примеру, Минпромторг не устраивает тезис, что модель экономического роста, основанная на внутреннем спросе, исчерпала себя и надо переквалифицироваться на внешний спрос.
"Российская экономика характеризуется высоким потенциалом неудовлетворенного внутреннего спроса, в части как спроса населения, так и спроса со стороны бизнеса и государства, - говорится в аналитической записке ведомства. - Даже поверхностный анализ в обеспеченности населения жильем, товарами длительного пользования дает основания утверждать, что в ближайшие годы спрос на эти группы товаров при условии наличия доходов будет стабильно высоким". На примере автопрома Минпромторг доказывает, что иностранные компании заинтересованы в росте поставок на внутренний российский рынок.
"Абсолютно неприемлемым" считают чиновники призыв к снижению инфляции до 5%. Это может вызвать сокращение темпов экономического роста, указывают в министерстве, что, в свою очередь, ставит под сомнение одну из главных целей Стратегии - рост внутренних инвестиций в 2013-2020 годах. Кроме того, ведомство предлагает раздвинуть рамки стратегии: до рубежа осталось 9 лет, а большинство мероприятий документа носит долгосрочный характер.
Минрегионразвития не согласно с предложением по ликвидации федеральных округов, поскольку, уверяют чиновники, их потенциал еще не исчерпан. Также ведомство против одностороннего упрощения визового режима, ведь это не приведет к ответным мерам со стороны ЕС. Однако наиболее возмутительными Минрегиону показались сомнения авторов Стратегии в разумности больших трат на сочинскую Олимпиаду. "Выводы о том, что "существенные объемы финансирования представляются неоправданными", текущий вариант финансирования - это "консервация непрозрачности и неэффективности" и т.п., считаем голословными и позволяющими расценивать указанный документ в качестве трактата на вольную тему", - отмечают в ведомстве Виктора Басаргина.
Министерство связи и массовых коммуникаций предложило исключить из Стратегии пункт о разработке закона об Общественном телевидении. Надо сказать, что аналитическая записка ведомства, оказавшаяся в распоряжении "Известий", была подготовлена за 10 дней до послания президента Федеральному собранию. Тогда глава государства совершенно однозначно поддержал создание Общественного ТВ, заметив, что в качестве базы надо выбрать один из существующих телеканалов. Между тем в материалах Минкомсвязи написано: "Опыт большинства стран с общественным телевидением показывает, что в условиях внедрения новых медийных платформ, увеличения количества коммерческих вещателей и соответственно обострения конкуренции за внимание аудитории конкурентоспособность общественного телевидения снижается".
В документе высказываются опасения относительно эффективности и профессиональной состоятельности Общественного ТВ, а также сомнения насчет прямого финансового участия граждан, которое "будет означать отказ от сложившейся в России модели бесплатного эфирного наземного телевидения".
Тот факт, что многие федеральные министерства критикуют отдельные положения Стратегии, кажется Ярославу Кузьминову нормальным. "Если бы они не выдвигали возражения, это означало бы, что Стратегия не нужна и мы просто переписали направления политики, которые и так реализуются", - сказал "Известиям" ректор ГУВШЭ.
По его мнению, должно быть публичное обсуждение документа, и в отношении некоторых вопросов придется принимать политические решения: например, это касается пенсионной реформы и здравоохранения. "В других сферах политический выбор уже состоялся: это региональная политика, образование, меры по регулированию рынка труда. Здесь был достигнут консенсус", - считает Кузьминов.
Пьер Сидибе