Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
13 Декабря
Непонятно, откуда взялась цифра 1,34 трлн рублей на дорожное хозяйство России

ИА RECNUM

Ежегодно на поддержание и развитие дорожного хозяйства России нужно тратить минимум 1,34 трлн рублей: такие выводы содержатся в докладе экспертов, корректирующих стратегию развития России до 2020 года. Эксперты, в числе которых ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, отмечают, что в 2011 году на эти цели будет израсходовано лишь 685,85 млрд рублей. 54,5% от этой суммы составляют целевые налоги, которые платят пользователи - топливные акцизы и транспортный налог. По мнению экспертов, целесообразно полностью переложить финансирование дорог на налогоплательщиков.

"Грядут великие перемены. Проблема российских дорог, судя по всему, решена, а нужно для этого всего ничего - 1,3 трлн рублей в год. И эту скромную сумму планируется "взыскать" с граждан РФ. То есть нас с вами, - прокомментировал инициативу экспертов аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. - Российскому правительству предложили увеличить акцизы на бензин почти в 3 раза. То есть если сейчас ставка акцизы на 1 литр 95-го бензина составляет 4,2 рубля, то эксперты, готовившие доклад для правительства, рекомендуют увеличить среднюю ставку до уровня в 12,4 рубля. Правда, делать это нужно поэтапно - до 2015 года, отмечают эксперты. Раз уж автомобилисты являются непосредственными пользователями автодорог, то "груз ответственности" за качество полотна должен лечь на их плечи. Не иначе".

Правда, по данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", чиновников эта идея не воодушевила, и они отнеслись скептически к данной инициативе. "Другой вопрос, почему именно 1,3 трлн рублей в год? - задал вопрос Маркин. - Еще чуть больше полугода назад российский премьер-министр Владимир Путин справедливо заметил, что "стоимость километра дороги в России берется с потолка". И за прошедшее с тех пор время не было сделано ровным счетом ничего, чтобы улучшить ситуацию. Конечно, организации, созданные на общественных началах, активно следят за состоянием дорожного полотна и оперативно сообщают в соответствующие ведомства обо всех "аномалиях" на дорогах. Складывается впечатление, что эти самые организации могли бы куда лучше справляться с обязанностями Росавтодора".

"По расчетам Всемирного банка стоимость содержания 1 км автодороги в России в среднем обходится в 8 тысяч евро, тогда как ранее разброс цифр находился в коридоре от 25 тысяч долларов до 50 тысяч. Существенная экономия, - отметил эксперт. - А все потому, что отечественные автодорожники возмутились первоначальному варианту доклада, в котором было указано, что при таких затратах денег на содержание качественных дорог в стране попросту нет. Вот и переделали. В то же время получается, что содержание 1 км дороги в России почти на 800 евро дороже, чем в Финляндии. А вот по состоянию дорожного полотна Финляндия занимает 13 место, тогда как Россия - 125-е. Всего в рейтинге 139 стран. И ведь не скажешь, что климат Финляндии значительно лучше российского. Так что первым делом необходимо улучшать качество дорожного покрытия и совершенствовать саму технологию укладки. Разрабатывать новое, более качественное полотно, раз уж российская действительность пока что не позволяет дорогам служить долго. И если уж отечественные разработки неинтересны Росавтодору, можно хотя бы попытаться перенять опыт, к примеру, Норвегии или той же Финляндии", - резюмировал аналитик.