Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
15 Ноября
Социально-ориентированные реформы без превышения бюджетных обязательств

Я. КузьминовВ ходе экспертной работы над «Стратегией-2020» ее участники пришли к выводу, что наиболее оптимальный вариант государственной политики до 2020 года – социально-ориентированные реформы, рассказал ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов на круглом столе в ТПП. По его словам, «безответственно  либеральные стратегии», с одной стороны, и превышение бюджетных обязательств  - с другой – были отметены как крайние и недопустимые варианты политики.

Как сказал Ярослав Кузьминов, перед экспертами стояла задача представить по разделам, которые определило правительство, набор допустимых стратегий. «Мы договорились, что исключаем из стратегий две крайности, первая из которых - превышение бюджетных обязательств», - сказал Кузьминов. «Коллеги из фракции КПРФ вышли с альтернативной стратегией развития образования и науки. Они предложили увеличить с 3,5% до 7% ВВП бюджетное финансирование образования, до 6% - науки», - отметил ректор ВШЭ. По его словам, это может привести к безудержной инфляции.

Вторая крайность, которую исключили эксперты, – это «безответственно либеральные стратегии», которые «наступают на сложившийся уровень социальных обязательств государства перед незащищенными группами населения».

Внутри "допустимой зоны" эксперты выделили три варианта политики государства. Первый – ничего не менять, второй - резкие изменения из-за жесткой экономии бюджетных ресурсов. «Реализация этой стратегии наступит на интересы или элитных, или крупных социальных групп, что более болезненно», - сказал Кузьминов.

Третий вариант, по мнению экспертов, наиболее оптимальный: социально-ориентированные реформы. Они подразумевают повышение бюджетирования  в ключевых секторах экономики.  «Перед передачей первого варианта стратегии я волевым усилием изъял жесткий сценарий, - рассказал Кузьминов. - Людей, которые приготовились нас критиковать за излишний либерализм, постигло горькое разочарование. Мы не считаем, что вариант жестких реформ неизбежен. Но, к сожалению, по нашей бюджетной ситуации дополнительных ресурсов, которые мы можем мобилизовать, очень мало». Катастрофических сценариев эксперты в ближайшем будущем не ожидают, но и строить экономическую политику так, как ее строили предшествующие 10 лет, по их мнению, невозможно.

Ректор ВШЭ добавил, что у экспертов есть два ключевых предложения.  Первое – посвятить следующие 6 лет восстановлению эффективного контракта профессионалов в экономике, начиная с бюджетного сектора. «Наша экономика располагает ресурсами для того, чтобы вывести на конкурентоспособную зарплату, так называемый эффективный контракт, сначала учителей, потом преподавателей высшей школы, а в конце периода  - и врачей, и средних медицинских работников», - сказал Кузьминов.

Кузьминов сравнил нынешние проблемы экономики с дорожно-транспортными пробками. «Мы создали пробки как транспортные, так и пробки в использовании  необходимых для бизнеса ресурсов», - считает ректор ВШЭ. Еще одной «пробкой», по его словам, является проблема квалифицированной рабочей силы. Для ее решения эксперты «Стратегии-2020» предлагают в следующие 6 лет прекратить существование в нынешнем виде начального и среднего профессионального образования и перейти к коротким программам освоения прикладных квалификаций на базе всеобщего среднего образования. Этой же цели будет служить и прикладной бакалавриат: по словам Кузьминова, высшее образование стало социальной нормой, поэтому в ПТУ никто учиться не пойдет. «Люди не откажутся отдавать детей в вузы, поэтому предложить им можно только прикладной бакалавриат», - сказал он.

 

Е. ГурвичЭксперты, дорабатывающие «Стратегию-2020», предлагают повысить порог заработной платы для расчета обязательных пенсионных отчислений до 720 тысяч рублей в год, а отчисления, взимаемые с зарплат сверх этой суммы, направлять на индивидуальные пенсионные счета граждан, заявил соруководитель экспертной группы №2 «Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики» Евсей Гурвич: «Мы предлагаем увеличить порог зарплат, с которых начисляются пенсионные взносы, до 720 тысяч рублей. С них предлагается взимать по той ставке, которая определена, а все что сверх, направлять не в общий котел (Пенсионного фонда России - ред.), а на индивидуальные пенсионные счета». Кроме того, по его словам, необходимо стимулировать развитие корпоративных систем пенсионного накопления, развиваемые работодателями, и которые являются обычной зарубежной практикой.

В 2012 году планируется снизить ставки страховых взносов для компаний до 30% с нынешних 34%, а для льготников - до 20% с нынешних 26%. При этом планируется ввести регрессивную шкалу, согласно которой с основного контингента российских предприятий будет взиматься 10% с заработков сотрудников, превышающих пороговое значение 512 тысяч рублей в год. Сейчас работодатель уплачивает взносы с суммы зарплаты работника, не превышающей 463 тысяч рублей в год.

По словам Гурвича, в настоящее время российская пенсионная система ориентируется в основном на низкодоходные группы населения, так как существует низкий потолок начисляемых пенсий, и таким образом из пенсионной системы фактически выпадает средний класс, у которых доход выше, чем та пенсия, на которую они могут рассчитывать. Эта группа граждан, по мнению эксперта, формирует свои пенсионные накопления вне пенсионной системы, например, вкладываясь в недвижимость.

Гурвич отметил также, что пенсионная система в ее нынешнем виде обеспечивает доход, получаемый от пенсионных накоплений, на уровне ниже инфляции, фактически показывая отрицательный результат. Таким образом, одно из предложений экспертной группы - создание системы страхования накоплений, которая могла бы повысить доверие будущих пенсионеров, и могла бы работать по принципу системы страхования вкладов.

Кроме того, добавил он, предлагается повысить минимальные требования к стажу до 15 лет с пяти.

Эксперты полагают также, что для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости российской пенсионной системы не обойтись без повышения пенсионного возраста, и можно обсуждать такое повышение и как сделать это в более мягкой форме, сказал Гурвич. Это, по его словам, позволило бы несколько снизить налоговую нагрузку на бизнес.