Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
30 Сентября
Вузы сэкономят изнутри

Газета.Ru

Наталья Зиганшина

На Cоциальном форуме были озвучены первые результаты работы экспертных групп по образованию в рамках «Стратегии-2020»

Образование российских старшеклассников оставляет желать лучшего, хороших молодых преподавателей немного – и непонятно, кто может прийти на смену пожилым учителям. Преподаватели высшей школы получают «недопустимо низкие» зарплаты, а вузы выпускают много лишних специалистов, которые не нужны на рынке труда. На социальном форуме были озвучены первые результаты работы экспертных групп по образованию в рамках «Стратегии-2020».

Работа над «Стратегией-2020» ранее носила открытый характер: попасть на заседания и принять участие в обсуждениях мог любой желающий, а сами заседания транслировались в интернете. Однако обобщенные выводы по итогам работы экспертов до вчерашнего дня не озвучивались. «Концентрированные выводы относительно образования звучали впервые, и, по всей видимости, вскоре нужно ожидать выступления представителей других групп, которые работают в рамках «Стратегии-2020», – пояснил «Газете.Ru» Ярослав Кузьминов.

Образовательные инициативы «Стратегии» в рамках социального форума представляли главные идеологи – Ярослав Кузьминов и Анатолий Каспржак. В «образовательных» дебатах участвовали министр образования и науки Андрей Фурсенко, член Общественной палаты и директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.

Согласно докладу Анатолия Каспржака, ученики российской начальной школы и младших классов показывают хорошие успехи: по качеству техники чтения являются абсолютными мировыми лидерами, по качеству математического образования уступают только Гонконгу, Сингапуру, Тайваню и Японии.

А вот в старшей школе российские школьники находится среди отстающих: ученики 9-х классов, по итогам теста PISA, занимают места в четвертом десятке (всего позиций 60).

По словам Каспржака, основные причины, которые приводят к отставанию российских старшеклассников от их иностранных сверстников, – разрушение системы дополнительного образования и неравномерное качество школ. «Всех двоечников сконцентрировали в одних школах – появилось даже такое понятие «маргинальная школа», – пояснил он. Кроме того, по его словам, одна из главных проблем школы – ухудшение качества учителей. «Педагогический корпус стареет – надо подумать над пенсионным обеспечением, над стимулами, которые бы позволили освободить место для молодых», – сказал Каспржак. Итогом его доклада стал ряд рекомендаций. Для выравнивания качества он предложил выделить неблагополучным школам целевые субсидии, ввести целевые потребительские субсидии, закрепить в законе получение гарантированного образования для детей 5–7 лет и создать механизмы для обновления учительского состава. Кстати, в части оценки качества образования школьников авторы «Стратегии» предлагают «потеснить» ЕГЭ, разработав национальную систему оценки качества.

После доклада о школьном образовании слово взял Ярослав Кузьминов – он рассказал про ситуацию в системе профессионального образования. «Главная проблема заключается в том, что структура профессионального образования рассогласована с рынком труда и жизненными возможностями выпускников вузов», – сказал ректор НИУ-ВШЭ. По озвученной им статистике, демографический спад будет продолжаться до 2018–2020 годов. Численность студентов вузов уже упала на треть, а к 2017 году снизится еще на столько же. При этом в ПТУ, колледжи и техникумы почти никто не идет. «На рынок труда в позапрошлом году не вышел ни один человек, окончивший полную среднюю школу, всего четыреста тысяч специалистов из ПТУ и техникумов и миллион четыреста тысяч из вузов», – пояснил Кузьминов. А на рынке труда нужны лишь 30% от нынешнего числа специалистов с высшим образованием. 75% работников нуждаются в дополнительном обучении и переобучении.

Кузьминов отметил, что преподаватели вузов получают «недопустимо низкие» зарплаты. «Эффективный контракт с преподавателем вуза – это 220% от средней зарплаты в регионе, техникума – 150%. Если мы этого не обеспечим, нормального профессионального образования не будет и все реформы бессмысленны. Мы докладывали свои выводы руководителям государства, и ряд решений принят. Накануне на съезде «Единой России» Путин заявил, что зарплату преподавателя тоже поднимут до средней зарплаты по регионам. Мы должны будем пойти дальше, и наши экспертные группы уже сделали соответствующие проекты».
Согласно выводам экспертной группы, поправить положение преподавателей профессиональных учебных заведений можно в рамках имеющегося бюджета, без дополнительных дотаций со стороны государства.

Для этого предлагается заняться «внутренней экономией», в частности ввести «прикладной бакалавриат» и «короткие программы прикладных квалификаций».

Прикладной бакалавриат – когда студент учится в вузе два года по общей академической программе, а затем либо получает конкретную квалификацию и идет работать, либо продолжает обучение на академическом бакалавриате еще два года. Короткие программы прикладных квалификаций также подразумевают сокращение времени подготовки студентов ПТУ, колледжей и техникумов. По мнению представителей экспертной группы, если треть бюджетных мест в вузах и половину бюджетных мест в техникумах перевести на сокращенное обучение, это позволит высвободить средства, необходимы на повышение зарплат преподавателям.

Фурсенко согласился, что зарплату учителям и преподавателям надо повысить, но при этом отметил, что повышение должно сопровождаться повышением эффективности педагогов.

«С одной стороны, я согласен, что система образования недофинансирована, а с другой стороны, одна из самых неправильных вещей – это вложение денег в неэффективную систему». Вместе с тем министр дал понять, что не нужно чересчур сгущать краски. «Качество высшего образования не такое плохое, как принято говорить, но и не такое хорошее, как нам хотелось бы», – отметил он.

Впрочем, сами идеологи «Стратегии» пояснили, что озвученные тезисы нельзя назвать окончательными. «Это первый вариант, который был передан правительству», – сказал Кузьминов и подчеркнул, что результат пока что «промежуточный». Тем не менее, согласно поручению Путина, окончательная версия должна быть готова уже к 1 декабря 2011 года. Если правительство ее одобрит, то в ближайшие годы следует ожидать соответствующих образовательных реформ.

Говоря о плюсах и минусах предложенного варианта «Стратегии», участники дискуссии отмечали отсутствие анализа основных рисков и четких прогнозов. «Нельзя разрабатывать программы, не зная, что конкретно мы хотим получить, через сколько и какие риски при этом существуют», – заявил Евгений Бунимович.

Опасения вызвали и предложения по поводу обновления учительского корпуса.

«Идея смены поколений в образовании правильная, но непонятно, на что мы сменим старых преподавателей. У нас в этом году в педвузах остались незанятыми даже бюджетные места – легко понять, какого качества был набор. Нужно разделить – исправлять то, что работает плохо. Не так давно ко мне обратились родители одной из школ, где молодой директор решил уволить всех педагогов пенсионного возраста и набрать молодых. А если механизм обновления будет введен повсеместно, то в такой ситуации многим педагогам понадобится охранная грамота», – сказал уполномоченный по правам ребенка в Москве.

Но в основном дебаты свелись к обсуждению недостатков педагогического образования.

Ефим Рачевский предложил в рамках повышения качества образования обратить внимание на «провал» между начальной школой и старшими классами, а также на квалификацию преподавания в педагогических вузах. «Трагедия в том, что у ребят в переходном возрасте интересы меняются, а дидактика преподавания остается та же, что и в начальной школе. Современному учителю не хватает психологической компетенции, квалификационный уровень педвузов оставляет желать лучшего», – сказал он.

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко согласился, что образование, которое в настоящее время получают учителя, не соответствует современным требованиям, но как сделать его актуальным, ведомство пока не знает. «Нужно по-другому готовить учителей и, чтобы это сделать, надо понять, как их учить. Сегодня учитель уже не главный носитель знаний – это методист, это наставник. Все равно он не будет знать во всех направлениях больше ученика. Он должен понимать, как научить учиться и получать новые знания. Система подготовки учителей пока что ищет свою форму».