Экспертные группы
 
Группа
Экспертные группы по обновлению "Стратегии-2020"
4 Октября
О. Дергунова: Право на доступ

Московские новости

Россия отстает в информационной сфере от ведущих стран

Темпы роста рынка информационно-коммуникационных технологий в России в 2002–2008 годах были одними из самых высоких в мире и составляли в среднем более 20% в год. В 2007 году Россия стала второй в мире страной по темпам роста потребления услуг в этой сфере. Во многом это было обусловлено накопленным в период СССР отставанием и, как следствие, крайне низким первоначальным уровнем использования информационных технологий и высоким спросом на них.

Вместе с тем достигнутые результаты не позволяют России преодолеть существующее отставание в информационной сфере от ведущих стран, а в отдельных случаях это отставание только увеличивается. По данным международных рейтингов, позиции России в области развития информационного общества и электронного правительства в последние годы неуклонно снижаются.

В стратегических документах («Стратегия развития информационного общества в РФ», госпрограмма «Информационное общество») определены задачи по вхождению России к 2015 году в двадцатку ведущих стран мира по уровню развития информационного общества и десятку стран по уровню развития ИКТ-инфраструктуры. Практическая реализация этих устремлений потребует преобразований, затрагивающих все уровни управления, социально-экономическую сферу, бизнес и граждан.

Как же достигнуть заявленных целей?

1. Развитие рынка телекоммуникационных услуг

Сегодня субъекты естественных монополий владеют значительной частью инфраструктуры, используемой для строительства сетей связи, и затрудняют доступ к ней независимым операторам связи. В связи с этим необходимо исключить операторов связи из реестра естественных монополий и возложить на операторов, занимающих доминирующее положение, обязательства по предоставлению доступа к своей инфраструктуре. Также предлагается внедрить принцип «переносимости номера» в мобильных и фиксированных сетях, отменить запреты на прямой пропуск трафика между сетями телефонной связи и детализировать нормы о независимости абонента от оператора своей «последней мили».

Действующая в стране система лицензирования услуг связи и регулирования построения сетей связи построена по архаичному принципу «одна услуга — одна сеть», что становится тормозом для развития телекоммуникационной отрасли. В связи с этим предлагается упростить порядок лицензирования — лицензия должна давать право на базе построенной оператором сетевой инфраструктуры оказывать любой вид услуг связи без дополнительных разрешений. Исключение должны составлять только услуги, принципиально невозможные без использования ресурса радиочастотного спектра, — такие, как подвижная связь, услуги связи для целей эфирного телерадиовещания.

Кроме того, необходим переход к началу эксплуатации сетей связи в уведомительном, а не разрешительном порядке, либерализация требований к идентификации пользователей и обеспечение возможности заключения договоров удаленно с использованием электронной подписи, замена обязательной сертификации большинства средств связи декларированием их соответствия установленным требованиям.

2. Равный доступ к современным услугам

Доступность информационных технологий характеризуется выравниванием доступа к базовой инфраструктуре связи в разных регионах. Поэтому принцип универсального обслуживания является одним из центральных направлений государственной телекоммуникационной политики во многих странах мира, в том числе и в России.

Первый этап внедрения успешно реализован: в каждом населенном пункте (в поселениях с численностью свыше 500 человек) установлен таксофон и организован пункт доступа в интернет. Вместе с тем назрели преобразования механизма универсального обслуживания. Во-первых, в состав универсальных услуг связи необходимо включить услуги мобильной связи и широкополосного доступа в интернет. Во-вторых, территория деятельности операторов универсального обслуживания должна быть ограничена только удаленными и труднодоступными местностями. В остальных регионах присутствуют операторы и поставщики услуг в достаточном количестве. Средства, перечисляемые сейчас операторами в Резерв универсального обслуживания, должны направляться на развитие сетевой инфраструктуры в местностях со слабо развитыми телекоммуникациями. Это ускорит выравнивание возможностей между регионами.

3. Формирование электронного правительства

Несмотря на значительное увеличение спроса на ИКТ со стороны органов государственной власти, их внедрение пока не привело к улучшению основных показателей работы административного аппарата. Темпы перехода на оказание государственных услуг в электронном виде, а также межведомственного электронного взаимодействия остаются крайне низкими. Не решена задача интеграции на основе единой инфраструктуры электронного правительства информационных систем всех ветвей власти на разных уровнях управления. Различные ведомства создают свои части и сегменты общей инфраструктуры электронного взаимодействия в отсутствие единого замысла.

Необходимо завершить создание ведомственных и региональных сетей с подключением всех подразделений и органов местного самоуправления к системе межведомственного электронного взаимодействия. При этом должен быть создан национальный депозитарий данных об основных объектах государственного управления. Целесообразно создание системы оплаты государственных платежей с использованием интернет-банкинга, мобильных телефонов и платежных терминалов. Решение этих задач можно обеспечивать в том числе за счет субсидирования деятельности регионов по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

4. Информатизация образования

Информационное неравенство регионов в данной сфере, особенно по технической оснащенности, остается весьма заметным. Необходимо внедрение новых, основанных на ИКТ форм и методов обучения, оценки качества образования. Для решения этих вопросов необходим безлимитный широкополосный доступ в интернет в образовательных учреждениях, единые лицензионные требования по их оснащению ИКТ, создание электронных образовательных ресурсов (средств мультимедийных презентаций, виртуальных лабораторий, индивидуальных образовательных планшетов для учащихся), масштабное внедрение систем ведения школьных журналов в электронном виде с доступом через интернет к оценкам учащихся, развитие информационных систем проведения ЕГЭ, включая проведение экзамена в компьютерной форме, ведение образовательного портфолио учащихся.

5. Информатизация здравоохранения

В среднем по России на десять работников государственных и муниципальных медучреждений приходится один компьютер, из них лишь 20% подключены к интернету. В основном техника используется в бухгалтериях и при учете оказанных услуг для страхования. В отличие от коммерческих клиник, в государственных и муниципальных учреждениях ИКТ при оказании медуслуг применяются незначительно. В связи с этим основной задачей становится массовое внедрение комплексных систем автоматизации во всех государственных и муниципальных медучреждениях, в том числе систем электронных регистратур с возможностью удаленной записи к врачу и ведения электронных медицинских карт с обеспечением их доступности через интернет. Важно также оснастить всех врачей системами интеллектуальной поддержки принятия решений, а медлаборатории — системами обработки и хранения данных клинических испытаний, создать федеральную медицинскую электронную библиотеку и систему дистанционного повышения квалификации врачей, учета медицинской помощи для расчетов в системе медстрахования, а также мониторинга распространения социально значимых заболеваний.

6. Информатизация культуры

Темпы и уровень компьютеризации учреждений культуры, особенно в регионах и на местах, крайне низкие и существенно отстают от развитых стран. При сохранении существующих условий применения ИКТ в сфере культуры для ее информатизации на уровне, сопоставимом с развитыми странами, понадобится не менее 20 лет.

Для сокращения этого отставания в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить высокоскоростное подключение всех учреждений культуры, прежде всего библиотек, музеев и архивов, к интернету и их оснащение современными центрами компьютерного доступа, интенсифицировать работу по оцифровке культурного наследия. Также необходимо внедрение электронных каталогов, в том числе сводных, в библиотеках, музеях и архивах и их оснащение средствами оцифровки.

В июне этого года ООН признала право на доступ в интернет неотъемлемым правом человека. Реализация предложенных мер позволит жителям любого региона России иметь доступ к информации и инфокоммуникационным услугам вне зависимости от их места проживания. Это внесет существенный вклад в повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности страны на международной арене, развитие экономической, социальной, культурной сфер жизни общества и совершенствование системы государственного управления.

Ольга Дергунова

Статья написана автором на основе доклада «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика»