Президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о закреплении за семью заместителями полпредов главы государства в федеральных округах и помощником полпреда президента РФ в ЦФО статуса инвестиционного уполномоченного. Четыре месяца назад глава государства поручил создать институт инвестиционного уполномоченного, который должен улучшать инвестклимат. Президент отметил, что у присутствующих на встрече теперь достаточно полномочий для работы по улучшению инвестклимата и помощи инвесторам. Глава государства добавил, что инвестиционные уполномоченные вправе вносить в Правительство предложения по совершенствованию законодательства.
В то же время экспертная группа №4 по доработке «Стратегии-2020» «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства» выдвигала подобные предложения по введению позиции уполномоченного по защите инвесторов. Соруководитель группы, проректор НИУ ВШЭ Андрей Яковлев дал РИА «Новости» комментарий по поводу новых назначений Президента.
А.А. Яковлев: Насколько я могу судить, это назначение – следствие выступления Президента Медведева в Магнитогорске, которое было в конце марта и в котором были использованы наши предложения самой идеи про введение поста уполномоченного по защите инвесторов, использованы несколько в другом формате – в формате введения этих окружных уполномоченных в восьми федеральных округах.
На мой взгляд, эта мера невредная. Она, возможно, что-то даст, но она, к сожалению, не решает тех проблем, которые были для нас исходными, когда мы формулировали наше предложение. Проблема здесь сводится к следующему. Экономический рост невозможен без инвестиций. При этом обследования предприятий, которые проводились Высшей школой экономики, другими организациями в последние годы, показывают, что как раз более активные фирмы, которые пытаются что-то сделать – пытаются внедрять новые технологии, выходить на новые рынки, осуществлять инвестиции, сталкиваются с гораздо более серьезными проблемами, чем фирмы, которые ничего не делают. Именно поэтому на их проблемы – на проблемы этих активных фирм – нужно обращать больше внимания, стараться помогать и снимать препятствия в их деятельности. Факт осуществления инвестиций является простым и надежным критерием для выявления таких активных фирм.
Как показывают наши исследования, те проблемы, с которыми сталкиваются фирмы, реализующие инвестпроекты, очень часто сопряжены с деятельностью территориальных органов федеральных ведомств. Почему так происходит? У региональных или муниципальных властей – отнюдь не во всех, но по крайней мере в некоторых случаях (есть примеры Калуги, в Ульяновской области сейчас что-то подобное происходит, в Перми) – есть благожелательное отношение к экономической активности, бизнес-активности, и они пытаются создавать условия для этого, просто исходя из того, что они отвечают за регион, и улучшение ситуации в регионе, скорее всего, будет в том числе фактором возможного карьерного, политического, статусного продвижения губернатора или мэра.
Но деятельность территориальных органов федеральных ведомств никак не контролируется и не координируется губернатором. Это, по существующему сегодня порядку вещей, который возник после реформы Козака в начале 2000-х, в полной мере прерогатива федеральных органов власти – соответственно, федеральных агентств, служб, надзоров и т.д. И, как показывают наши интервью с компаниями-инвесторами, к сожалению, именно со стороны территориальных органов федеральных ведомств сегодня в наибольшей степени исходят, с одной стороны, проблемы и препятствия для ведения активности, в том числе инвестиционной, а с другой стороны, просто прямое вымогательство взяток, особенно на стадии получения стартовых разрешений для ведения бизнеса, потому что чиновники этих федеральных ведомств, сидящие в регионах, к сожалению, никак не заинтересованы в том, что на самом деле происходит в регионах, в том, чтобы там был какой-то рост, экономическое развитие. Они на это никак не мотивированы.
При этом парадоксальный факт сводится к тому, что на сегодняшний день в регионах соотношение федеральных чиновников к региональным чиновникам составляет три к одному, то есть федеральных чиновников в 3 раза больше, чем региональных в каждом регионе, но они все реально контролируются Москвой. Это люди в налоговой инспекции, ФАС, МЧС, пожарном надзоре, Санэпидемнадзоре и т.д.
Наша идея сводилась к тому, чтобы у активных фирм, которые пытаются что-то делать и на которых на самом деле должен строиться экономический рост, была возможность через головы этих самых чиновников, сидящих в их регионе и, возможно, мешающих им что-то делать, обращаться выше. Но обращаться так, чтобы тот, к кому они обращаются, кому они жалуются, мог что-то сделать. И наша базовая идея была во введении уполномоченного по защите прав инвесторов, который имел бы такой же независимый статус, как уполномоченный по защите прав ребенка или уполномоченный по защите прав человека. И чтобы этот уполномоченный имел права, в частности, чтобы он мог воздействовать на федеральные ведомства, мог препятствовать принятию нормативных актов, которые мешают бизнес-активности.
Тот вариант, который по факту был реализован президентской администрацией с введением окружных уполномоченных, как я уже говорил, невредный. Может быть, какая-то польза от него будет, но, к сожалению, гораздо меньшая, чем могла бы быть, потому что люди из окружной администрации, даже уровня заместителя полпреда, не являются начальниками для чиновников территориальных органов федеральных ведомств в конкретном регионе. И, насколько я понимаю, полпредство может выдавать какие-то рекомендации, какие-то пожелания, может само жаловаться в Москву, допустим, в администрацию, но оно не может напрямую воздействовать на непосредственных начальников конкретных надзоров и конкретных служб, сидящих в Москве. Поэтому, как мне кажется, это все-таки промежуточное решение, которое может не дать того эффекта, на который изначально мы рассчитывали, когда писали наши рекомендации.
РИА «Новости»: Андрей Александрович, как Вы оцениваете возможность реализации идеи «красной кнопки», также предложенной Вашей группой несколько месяцев назад?
А.А. Яковлев: Реализация этой идеи пока обсуждается, и я рассчитываю, что возможно она будет реализована. Я думаю, что это будет происходить сейчас в рамках обсуждения доработанной «Стратегии-2020». Насколько я знаю, в конце августа будет заседание Правительства, на котором должны обсуждаться эти вопросы, и, возможно, там будут приняты практические решения.