Из 21 экспертной группы по коррекции Стратегии-2020 две группы – "Новая школа" и "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика" - обсуждают вопросы образования. О предстоящей работе группы "Новая школа" говорит в интервью РИА Новости ее координатор, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, ведущий специалист Всемирного Банка Исак Фрумин.
- Исак Давидович, в связи с чем возникла необходимость актуализации Стратегии-2020, в том числе ее образовательного раздела? И какая задача поставлена перед вашей группой?
- Решение по разворачиванию большой экспертной дискуссии было принято после того, как стало понятно, что часть планов и идей, заложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, утвержденной в 2008 году, из-за кризиса стали попросту не вполне реальны.
Предмет обсуждения нашей группы - проблематика социализации и образования подрастающего поколения, это несколько более широкий контекст, чем просто "новая школа". Честно говоря, мне не очень нравится это название – более подошло бы "новое детство и юность". Мы обсуждаем проблемы подрастающего поколения, предпринимая попытку выйти за пределы ведомственных интересов и планов.
- Как организована работа группы? Кого вы привлекаете в качестве экспертов?
- Задача каждой экспертной группы - подготовить предложения, концептуальные идеи по социально-экономическому развитию страны на период 2012-2020. Координаторам групп (в "Новой школе" координатором является также ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак) поручено организовать эту работу так, чтобы, с одной стороны, привлечь к обсуждению как можно больше экспертов, а с другой, не отвлекать надолго 80-100 человек от их основной работы.
Эксперты нашей группы представляют разные регионы и организации, и все они так или иначе связаны с образованием. Предполагаю, до декабря, когда материалы должны быть сданы в правительство, мы проведем две-три дискуссии с участием большой группы экспертов. Кроме того, создано несколько рабочих групп по конкретным вопросам. Будут проводиться рабочие встречи, на которых будут "утрясаться" принципиальные идеи.
- Какие предполагается затрагивать темы во время дискуссий? Есть ли какие-то ограничения?
- Дискуссия должна быть максимально широкой с привлечением самых разных экспертов. Но существуют и содержательные границы, за рамки которых нам не хотелось бы выходить.
Поясню, как я бы определил эти границы.
Во-первых, поскольку наша группа связана с вопросами социализации и образования, то базовым предположением для нас является то, что именно человек, его успех и полноценная реализация являются самостоятельной и основной ценностью. Поэтому системы образования, социализации и профессиональной подготовки должны исходить из задачи обеспечения индивидуальной успешности самореализации человека.
Во-вторых, именно человек является основным ресурсом образования, как и основным ресурсом экономики. Поэтому при всей широте нашей дискуссии нам не хотелось бы заниматься обсуждением вроде того, а не создать ли нам по примеру Геббельса – далее цитирую одного из руководителей Российской академии образования – "министерство пропаганды и образования и заниматься пропагандой, поскольку ученик и студент – это объекты, которые надо правильно сформировать"…
И, наконец, третье – вопрос для наших групп практический: какие механизмы в образовании мы должны "запустить", чтобы система начала меняться на самом деле, а не на бумаге.
- Об этом говорится не в первый раз…
- Есть много правильных утверждений, которые еще двадцать лет назад казались откровением, а сегодня стали банальностью: мы знаем, что экономика должна быть экономной, школа гуманной, родители должны принимать участие в воспитании, а университеты дружно работать с бизнесом… Но проблема в том, что эти замечательные конструкции почему-то не реализуются. При всех разговорах о том, что престиж профессии учителя надо поднять на недостигаемую высоту - скоро исполняется двадцать лет с момента выхода указа Бориса Ельцина "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", обещавшего учителям зарплату не ниже средней по промышленности, - ситуация почти не меняется.
Поэтому, когда мы говорим об этих конкретных механизмах, надо учитывать одно базовое противоречие, уже давшее о себе знать на заседании одной из групп: мы хотим, чтобы система нашей социальной жизни была не хуже, а лучше, чем в Европе, при том что наш ВВП на душу населения существенно ниже, чем там. Очевидно, что мы не сможем добиться такого же уровня жизни теми же средствами. Поэтому встает вопрос, а есть ли у нас какие-то конкурентные преимущества, интересные подходы, чтобы мы могли добиться таких же - или лучших - результатов другими способами за меньшие деньги.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости