Анастасия Литвинова
Состоялось первое заседание экспертной группы №17, «Реформа бюджетного сектора в экономике» в рамках программы по реанимации Стратегии-2020
Унитарные предприятия нужно структурировать, оптимизировать, развить среди них конкуренцию и найти способы привлечь частные деньги. Все это нужно сделать в рамках перехода на модель бюджетного программирования, иначе реформа рискует пробуксовать. Так решили участники экспертной группы «Реформа бюджетного сектора в экономике», которые собрались вчера на первое заседание в рамках программы по реанимации Стратегии-2020.
Как призналась руководитель экспертной группы Татьяна Клячко, в плане обеспечения качества, доступности и эффективности социальных госуслуг, Россия с 1997 года ходит по кругу. Цели, поставленные более десяти лет назад, так и не достигнуты и до сих пор остаются повесткой дня. Более того, устоявшийся бюджетный сектор совершенно не соотносится с курсом на инновации, провозглашенным президентом.
Чтобы сдвинуть «воз» с мертвой точки, эксперты выделили четыре основных пути развития бюджетного сектора: оптимизация сети унитарных учреждений, развитие реструктуризации сектора ГУП и МУП при наиболее полном использовании инструментов повышения качества госуслуг; развитие конкуренции и частных источников финансирования социально значимой деятельности.
Для оптимизации сети учреждений руководитель экспертной группы, проректор ВШЭ Борис Рудник предлагает идти по пути «укрупнения»: присоединять слабые организации к более крупным. «Учреждения с низкими показателями качества и эффективности стоит ликвидировать», — считает он. Та же участь должна постигнуть учреждения, дублирующие деятельность друг друга.
Социальную напряженность, сокращение рабочих мест и ухудшение качества и доступности услуг, которые могут стать неприятным последствием таких мер, решено нивелировать мероприятиями по трудоустройству и программами развития объединенных учреждений.
Риски есть и в направлении по развитию реструктуризации сектора бюджетных учреждений, констатирует г-н Рудник. Во-первых, угроза свертывания или формального проведения реформы. В первом случае «предупреждающими маячками» являются предусмотренное 83-ФЗ снижение экономической свободы автономных учреждений и поправки в ГК, предусматривающие восстановление субсидиарной ответственности. Во втором — отсутствие четких критериев классификации казенных, бюджетных и автономных учреждений и показателей их качества.
Один из основных блоков — развитие конкуренции. Здесь экспертам предстоит выбрать один из трех альтернативных путей: либо максимизировать конкуренцию между ГУП, МУП, некоммерческими и коммерческими организациями (перейти к «социальному заказу», выделять финансирование по результатам выбора потребителем поставщика и пр.); либо определить для каждого из секторов свою нишу; либо пойти по пути комбинированной модели.
В целях развития конкуренции эксперты предлагают принять закон, регулирующий вопросы предоставления бюджетных субсидий частным НКО, внедрить механизмы финансирования по результатам выбора потребителя (ваучерные схемы, компенсация ставок по кредитам и пр.).
Чтобы привлечь больше частных источников финансирования, г-н Рудник предлагает создать механизмы стимулирования благотворительной деятельности граждан и юрлиц и развить инструмент целевого капитала, в том числе совершенствование правовой базы. «Можно продумать возможности расширения возможных видов пожертвований, расширить источники формирования целевого капитала, определить возможности заключения договора доверительного управления на срок десять лет и пр.», — считает эксперт.
Кроме того, необходимо вплотную заняться регулированием цен на госуслуги и вопросом доверия к ним граждан. «У населения сложилось впечатление о тотальной коммерциализации услуг. К тому же большинство уверено, что качественную услугу бесплатно не получишь», — говорит директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяна Абанкина.
Не обошли вниманием эксперты и переход на программный бюджет, который «назначен» на 2012 год. «Группа должна поддержать переход на программный принцип», — уверен глава департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексей Лавров. «Разумеется, группа должна поддержать, — согласен первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон. — Однако есть риск профанации подходов к написанию программ. Нужно проанализировать эти риски».