Экспертные группы
 
Группа 9
Сокращение неравенства и преодоление бедности
22 Декабря
Группа №9 - Интегрированные системы социальной защиты и рынков труда

Эксперты группы №9 «Сокращение неравенства и преодоление бедности» по доработке «Стратегии-2020» и Вемирного Банка 22 декабря провели совместный семинар «Интегрированная стратегия систем социальной защиты и рынков труда: актуальность для России».

Анастасия АлександроваСтратегия социальной защиты, разработанная Всемирным Банком, подразумевает сочетание трех элементов: предупреждение снижения благосостояния, защиту от обнищания и утраты человеческого капитала и обеспечение доступа к новым возможностям. Предстиавлявшая стратегию банка старший специалист отдела социальных программ Всемирного банка Анастасия Александрова отметила, что в сфере соцзащиты предупреждение бедности обеспечивается за счет программ страхования. «Это меры профилактического характера, которые позволяют домохозяйствам управлять своими доходами и потреблением в условиях любого шокового события и позволяют людям не скатиться в ловушку бедности при его наступлении», - пояснила она. Под защитой подразумеваются программы социальной помощи: денежные трансферты, целевая помощь и субсидии. Обеспечению более широких возможностей способствуют институты развития трудовых ресурсов, в частности, профессиональная переподготовка. «Цель состоит в том, чтобы дать возможность людям подготовиться, повысить их сопротивляемость трудностям как личного, так и макроэкономического характера, чтобы наблюдалась положительная динамика», - сказала Александрова.

Она привела в пример Грузию, Чили и Германию - страны, которые через единую систему управления сочетают хотя бы два элемента соцзащиты. В Грузии, по словам Александровой, существует адресное пособие и обязательное медицинское страхование для малоимущих. «Все, кто не являются малоимущими, платят страховые взносы за участие в ОМС, - сказала она. – При этом каждый, кто в тот или иной момент оказывается нуждающимся, получает больший комплекс услуг».

Необходимость пересмотреть систему социальной защиты возникла в связи с кризисом. Во время кризиса программы не сыграли никакой роли, так как в большинстве стран мира они не охватывают существенную долю малоимущих. «В странах Восточной Европы, Средней Азии и Северного Кавказа есть 37 стран, в которых вообще нет никаких программ социальных трансфертов. Большинство стран во время кризиса сократили бюджетные расходы, в этой же парадигме находится и Россия. Я не слышала, чтобы субъекты РФ внедряли программы поддержки тех, кто оказался в ситуации временной бедности», - сообщила эксперт. «Во время кризиса наше государство огромные ресурсы выделяло на поддержку государственных корпораций, но это не те домохозяйства, которые имели риск оказаться малоимущими», - сказала она.

В числе рисков, которые грозят большому количеству стран, она отметила повышение темпов старения населения. «Разрушаются годами формировавшиеся пенсионные системы, и никто не понимает, что делать. Для России этот вопрос стоит довольно остро», - отметила Александрова.

Новизна предложения ВБ заключается в том, что нужно создать в стране систему, которая объединяла бы три элемента в единую политику и преодолела фрагментарность социальных программ.

«Речь о том, чтобы эти программы работали по единым принципам: домохозяйство единым кодом идентификации учитывается во всех программах, чтобы можно было отследить весь набор мер, которые предоставляются и требуются. Тогда любое ведомство сможет сформировать пакет мер, а государство – отслеживать общий объем расходов и эффекты от них», - пояснила эксперт.

По ее словам, важно задуматься, что делать с семьями, которые много лет получают пособия по бедности, но дальше с ними ничего не происходит. В области рынка труда, по словам Александровой, необходимо повысить доступность рабочих мест, в частности, для лиц с инвалидностью, создать благоприятные условия для смены работы. В системе соцзащиты – перейти от пособий к участию малоимущих в страховых программах.

Как отметила заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, экспертная группа столкнулась с теоретической проблемой. «У нас не работает механизм, когда инвестиции способствуют созданию новых рабочих мест», - сказала Овчарова. Она добавила, что фрагментарность социальных программ зависит не от отсутствия единых правил для всех, а от несогласованности агентов.

По мнению заведующего лабораторией бюджетного федерализма научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Владимира Назарова, помогать следует только бедным, а «высшие» слои населения от бесплатных услуг необходимо отсекать, в том числе, это касается образования и здравоохранения.

Заведующая отделом социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Татьяна Богомолова отметила, что дело совсем не в кризисе. В Штатах, по ее словам, во время кризиса люди разделились 50 на 50: на тех, кто пострадал, и тех, кто не пострадал от рецессии, при этом пострадали социально незащищенные слои населения. В Новосибирской области та же ситуация, но те, кто чувствует себя пострадавшим, не являются социально незащищенными. «Те, кто не имел работы, выработали свои схемы, кризис их не касается. Нужно понимание глубинных проблем народа», - отметила она.