Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
1 Декабря
Белые пятна школьной стратегии

Наука и технологии России (strf.ru)

Марина Муравьева

Российская школа неадекватно реагирует на современные вызовы, и ее потенциал как социального института исчерпан. К такому выводу пришли эксперты рабочей группы "Стратегии-2020" №8 "Новая школа". Итог своей почти что годовой работы они представили в НИУ Высшая школа экономики на семинаре Института развития образования.

"Мы постарались прийти к компромиссу мнений (более 90 экспертов и консультантов) и добиться объективности - чтобы все наши выводы подтверждались конкретными данными, - сказал Анатолий Каспржак, и.о. директора Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. - В результате был подготовлен доклад с предложениями по развитию системы образования до 2020 года. Этот документ отправлен на рассмотрение в ведомства. Какие из предложений примут политики - пока абсолютно неясно".

Авторы стратегии постарались выйти за рамки формальной системы образования. "Потенциал школы как института исчерпан, - отметил профессор Каспржак. - На нее все время вешают новые и новые задачи, которые она уже не в состоянии решить. Школу надо разгрузить за счет других институтов - Дворцов детского творчества, спортивных клубов, секций и т.д."

С деталями стратегии слушателей познакомил научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин: "Мы не говорим о наборе конкретных мер - речь идет о векторах развития на 8 лет. Так что я попросил бы не пугаться, если вдруг какие-то выводы покажутся радикальными". При этом он признал, что в подготовленном документе "остались белые пятна", то есть вопросы, на которые эксперты пока не смогли найти ответы.

Чтобы понять, на каком этапе развития мы находимся и насколько плохи дела в российской школе, Исак Фрумин сослался на международные данные, в частности исследование PISA. С 2000 года (по результатам четырех исследований) показатели российских школьников по функциональной грамотности не улучшаются. Результаты ЕГЭ, если их интерпретировать должным образом, подтверждают эти данные. "По сути, мы продолжаем учить детей тому же и так же, как 30 лет назад, за исключением информатики, - сказал Фрумин. - Все это приводит к растущему отставанию России от тех стран, с которыми мы конкурируем в сфере образования". И это несмотря на то, что с точки зрения затрат на образование положение России вполне соответствует западным странам.

Авторы стратегии отметили несколько ключевых проблем:

  • увеличение разрыва между сильными и слабыми школами;
  • несоответствие места расположения образовательных учреждений особенностям расселения населения и задачам социально-экономического развития территорий. Даже в Москве есть муниципалитеты, где нет ни одного учреждения дополнительного образования. Крайне неравномерно расположены школы повышенного уровня (лицеи, гимназии);
  • стагнация системы дополнительного образования и воспитания;
  • кризисное состояние дошкольного образования;
  • ухудшение качества работы педагогов.

Думая над тем, как решить эти проблемы, эксперты, с одной стороны, констатировали, что в стране не завершены институциональные реформы, а с другой - признали, что педагогическое сообщество устало от преобразований и реагирует на них совсем не так, как рассчитывали реформаторы.

Один из директоров школ недавно признался Фрумину, что каждый рубль, который получает сегодня педагог, обрастает таким количеством отчетов, что многим из них уже хочется уйти на черный рынок и заниматься репетиторством.

"Институциональные преобразования надо аккуратно завершить так, чтобы окончательно не разозлить работников школы, - сказал Исак Фрумин. - Одним из инструментов может стать эффективный контракт с учителем, который обеспечит его лояльность и повысит качество работы. Мы много дискутировали по поводу новой оплаты труда педагогов. Мы не справимся с тенденцией ухудшения качества работы учительского корпуса, если не выйдем на зарплату педагогов в 100-115 процентов от средней по экономике".

Еще одна важнейшая задача стабилизационного сценария стратегии (так его назвали ее авторы) - преодоление фрагментации всей системы образования, то есть разделения на хорошие и плохие школы. Эту тенденцию, которая уже начала проявляться, еще можно остановить, реализовав специальную программу подтягивания школ с низким качеством.

Эксперты также прогнозируют усиление наметившегося тренда по потере школой монополии на образование. "У нескольких моих знакомых - крупных деятелей образования, живущих в Москве, дети обучались в экстернате с 9 класса, - сообщил Исак Фрумин. - Это совершенно сознательный выбор семей - уход из школы как архаичного института".

Авторы стратегии считают, что важным результатом работы системы образования должна стать успешная социализация и учебная успеваемость каждого ребенка. При этом надо учитывать, что есть разные группы детей и по каждой должна быть своя концепция обучения. Для детей с ограниченными возможностями и из неблагополучных семей - одна. Для одаренных - другая. Для мигрантов - третья. Кстати, относительно последней категории существуют разные предложения: Павел Астахов считает, что для них надо создавать отдельные учебные заведения, другие специалисты уверены, что эту группу детей следует обучать в обычных школах, но ограничить их количество 15 процентами от общего контингента учащихся. Этот вопрос требует отдельного исследования и эксперимента.

Чтобы добиться нового качества, надо мобилизовать ресурсы, которые мы пока не используем. И один из важнейших - время. "Общее учебное время в российской школе в среднем на четверть меньше, чем в странах, с которыми мы конкурируем, - подчеркнул Исак Фрумин. - У нас короче сама продолжительность обучения и существенно короче учебный год. При этом мы не предлагаем сократить летние каникулы. А фиксируем это как возможный ресурс".

Также авторы стратегии пока не определились, перейдет ли российская школа на 12-летнее обучение, хотя такие идеи бродят в головах экспертов уже давно.

Среди важных задач остается повышение доступности качественного образования. Надо развивать вариативные формы обучения, негосударственный сектор образования. Еще один вопрос, который требует решения, - доступ к школам повышенного уровня. Необходимо разработать конкурсную и прозрачную процедуру набора детей в такие заведения.

Отдельный блок стратегии касается повышения качества работы педагогов - годовая интернатура для выпускников педвузов, программа модернизации пенсионного обеспечения, квалификационный экзамен и т.д. Несмотря на целый комплекс мероприятий, у авторов стратегии так и не сложилось впечатление, что в этом вопросе они нашли философский камень. "Даже если мы реализуем все эти меры, вряд ли к 2020 году в стране качественно обновится состав педагогического корпуса и в школу придут успешные, компетентные специалисты, - резюмировал Фрумин. - Очевидно только одно - бессмысленно продолжать вкладывать ресурсы в систему повышения качества образования".

Комментируя представленную стратегию, Татьяна Клячко из РАНХиГС заметила, что 8 лет для стратегии - очень короткий период: к 2020 году из школы выйдут те, кто там учится сейчас. Хотелось бы видеть более долгосрочные посылы.

Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО, согласился, что непонятно, почему выбран именно этот год. Это даже не среднесрочная перспектива, а фактически сегодняшняя ситуация для системы образования. Второй недостаток - авторы стратегии не поставили диагноз системе образования, относительно которого строится программа на будущее.

"Меня удивило, что очень мягко, культурно обошли вопрос о мощнейшей дифференциации, которая сегодня наблюдается в обществе, и той роли, которую в этом процессе играет школа, - признался Собкин. - Такое впечатление, что школа невинно реагирует на эти процессы. Почему авторы исключили вопрос религии? Надо построить иерархию тех вызовов, которые стоят перед системой образования. А потом уже писать стратегию".

У директора Центра образования № 548 "Царицыно" Ефима Рачевского не возникло вопросов по поводу сроков стратегии (таково техническое задание для группы "Новая школа"). К тому же этот документ задает тенденцию развития, а не предлагает решение конкретных проблем. А так, конечно, до 2020 года мало что можно поменять в образовании. По мнению Рачевского, чтобы произвести реальные изменения в начальной школе, нужно лет 6, а в средней - не менее 12-ти.

"У меня есть сомнения, что к 2020 году сохранится школа как институт в сегодняшнем варианте, - сказал Ефим Рачевский. - Я предполагаю, что его не будет. На сегодняшний день уже более 100 тысяч семей не водят детей в школу. И в стратегии об этом говорится. Я предлагаю расширить площадку для обсуждения этих трендовых вопросов, вывести его за стены Вышки, иначе мы не привлечем к ним внимание общественности".

В целом участники заседания положительно оценили представленный вариант стратегии, а все высказанные замечания и предложения авторы пообещали учесть.