Уважаемые коллеги!
Группа экспертов «Новая школа», работающая по поручению Правительства Российской Федерации над уточнением Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (далее – Стратегии-2020), представляет материал для дискуссии в рамках подготовки доклада о развитии сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе. Подчеркнем, что это лишь материал для дискуссии. Окончательный текст доклада будет подготовлен к 1 декабря 2011 года.
Данный материал представляет собой позицию и предложения группы экспертов1, которая работает с февраля 2011 года в тесном контакте с учителями и директорами школ, учеными и представителями органов управления образованием, журналистами и деятелями культуры. Мы изучили соображения, высказанные на различных встречах и семинарах, в том числе в Общественной палате РФ, предложения практиков, экспертов, других заинтересованных лиц.
Теперь перед подготовкой завершающего варианта доклада по Стратегии-2020 важным этапом работы становится обсуждение ключевых тезисов будущего доклада в профессиональном сообществе. Это позволит оценить адекватность предлагаемой повестки дня ожиданиям и представлениям экспертов и широкой общественности, увидеть в «обратной связи» отражение интересов различных групп, получить новые идеи, экспертные суждения и предложения, которые могут быть учтены при подготовке доклада.
Представляя данный материал профессиональному сообществу, мы надеемся, что читатели найдут возможность прочитать текст до конца и дать свои комментарии. Мы будем особенно признательны за содержательные и конструктивные предложения, присланные до 25 октября 2011 года по адресу: groupNS@2020strategy.ru
Подчеркнем, что предметом нашего рассмотрения является не только система формального образования, но вся сфера социализации и образования детей и подростков от 0 до 18 лет.
Первая часть предлагаемого материала содержит результаты анализа текущего состояния дел в системе российского общего образования. Работая над этим разделом, члены редакционной группы предприняли попытку выявить не только проблемы отечественной школы, но и ее достоинства и преимущества, соотнеся и те и другие с основными мировыми трендами развития образования.
Во второй части материала приведено краткое описание возможных сценариев развития, сформулирован перечень необходимых мер по развитию сферы образования и социализации.
Итак, мы предлагаем Вам включиться в обсуждение материала. Ниже приведены вопросы, которые для авторской группы являются наиболее важными. Возможно, они облегчат Вам работу надо комментариями.
Какие из проблем, описанных в представленном материале, Вы считаете наиболее важными?
Какие значимые, на Ваш взгляд, проблемы образования и социализации детей не нашли отражения в представленном материале?
С какими выводами, содержащимися в аналитической части, Вы решительно не согласны? С какими - согласны целиком и полностью?
Какой из описанных сценариев развития российской системы образования Вам представляется наиболее желательным?
В представленном материале изложен краткий список ключевых мер, отражающий компромисс в выборе сценария. Какими мерами, соотносящимися с предложенными сценариями, вы считаете необходимым дополнить список?
С уважением, коллектив авторов.
Материал для обсуждения от группы "Новая школа"
1 Данный материал отражает предложения и аналитические выводы широкого круга экспертов, обработка и редактирование предложений, формирование окончательного материала для обсуждения проводилась экспертной группой в составе: Т.А.Абанкина, А.И.Адамский, В.А.Болотов, Л.Н.Духанина, С.Г.Косарецкий, Т.М.Ковалева, В.А.Куренной, Е.А.Ленская, А.Н.Майоров, М.Г.Мокринский, А.В.Прохоров, М.А.Пинская, И.В.Федюкин. Руководители группы – А.Г.Каспржак, И.Д.Фрумин.