29–30 сентября в Москве прошел «Социальный форум России – 2011». Промежуточный доклад экспертной группы №8 «Новая школа» о текущем состоянии школьного образования, возможных рисках и необходимых мероприятиях по предотвращению кризиса школы представил на форуме ее соруководитель, исполняющий обязанности директора Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак.
Основные проблемы в сфере школьного образования, по мнению экспертов, состоят в недостаточном развитии позитивных социальных установок учащихся, растущем разрыве между наименее успешными детьми и наиболее успешными, а также усилении межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования.
По мнению Каспржака, растет число школьников, не достигших высокого уровня функциональной грамотности. «Пятая часть российских школьников, прочитав текст, не понимают того, что прочитали», – отметил он. Вместе с тем низкие международные показатели качества российского образования свидетельствуют о том, что школы повышенного уровня, с углубленным изучением предмета, не справляются со своими задачами.
Причинами обостряющихся проблем, полагают эксперты, являются недостаточный охват детей дошкольным образованием, ухудшение качества преподавательского корпуса, связанное в том числе с его старением. «Чем больше мы повышаем зарплату учителям, тем больше стареет педагогический корпус», – добавил Каспржак.
Проблемы есть и в управлении образовательной системой. В частности, Анатолий Каспржак указал на незавершенность институциональных реформ (нормативное финансирование, необходимость изменения механизма обновления образовательного стандарта, неконкретность социальных обязательств государства в сфере образования и т.д.).
Цели необходимых реформ должны сводиться к обеспечению позитивной социализации и успешности каждого ребенка, усилению вклада образования в инновационное развитие страны. При этом самой главной инновацией образовательной политики, по словам эксперта, должна стать ориентация не столько на систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько на всю сферу образования и социализации молодого поколения.
Школа неспособна решить все проблемы системы образования и социализации. Экспертная группа «Новая школа» предлагает обеспечение поддержки дополнительным образовательным учреждениям, в частности, спортивным секциям, музыкальным кружкам и так далее. «Нужно поддерживать учреждения внешкольного образования и воспитания. Нужно вкладываться в детскую индустрию – кинематограф, спорт и прочее», – добавил Каспржак.
Наряду с определением проблем и рисков в сфере дошкольного и школьного образования эксперты «Стратегии-2020» предлагают ряд конкретных мер по повышению эффективности системы школьного образования. В частности, предлагается обеспечение «эффективного контракта» с педагогическими работниками за счет закрепления стандартов профессиональной деятельности и повышения заработной платы педагогов общего образования к 2017 году до 115% от средней по экономике и педагогических работников дошкольного и дополнительного образования – до 80% от средней по экономике.
По мнению экспертной группы, необходимо создать механизмы обновления учительского корпуса, в том числе введение выплат, бонусов учителям, вышедшим на пенсию, единовременных пособий в размере 50% от годовой оплаты. Также предлагается ввести систему независимой от государства оценки качества школ.