Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
27 Сентября
Группа №8 — оценка качества образовательной системы

27 сентября заседание экспертнойгруппы №8 «Новая школа» былопосвящено выступлению канадского эксперта Скота Мюррея (Т. Scott Murray). Докладчик 32 года работал в Федеральном статистическом агентстве Канады (Statistics Canada), изучая качество образовательной системы, а затем стал президентом частного агентства DataAngel Policy Research Inc. 

 

Предваряя выступление эксперта соруководитель группы Исак Фрумин отметил, что Канада — очень интересный кейс, который доказывает, что можно быть счастливой страной, имея обширные северные территории и малую плотность населения. Т.е. опровергает мнение о географической детерминанте в судьбе России. Кроме того, Канада — федеральная страна, имеющая успешный опыт примерно равного развития территорий. В этом, считает Фрумин, немалая роль канадского статагентства, которое обеспечило прозрачное и действительно полезный для принятия решений поток информации о состоянии страны.

Скот Мюррей начал свое выступление с демонстрации советского агитплаката 30-х годов, гласившего «Чтобы больше иметь надо больше производить. Чтобы больше производить, надо больше знать». Он отметил, что его исследования полностью подтверждают, что количество и качество знаний оказывают серьезное влияние на продуктивность. Причем не только конкретного человека, но страны в целом. Как отметил Мюррей, чтобы довести вторую часть этого утверждения до сознания государственных чиновников и политиков Канады, пришлось проделать долгий путь.

 

 

25 лет назад началось с того, что исследование Southam Survey показало: в Канаде 24% взрослых имеют проблемы с грамотностью. «Правительство дало мне деньги, чтобы я это опроверг. И я «опроверг» - оказалось, что проблемы с грамотностью имеют 48%», - рассказал С. Мюррей. Дело не в складывании букв в слова, уточнил эксперт, а в проблемах когнитивной обработки информации, использовании ее в дальнейшей деятельности.

Тогда исследователи стали сравнивать положения в разных странах: образовательные системы, различия между странами и внутри стран. Выяснилось, что различия между образовательными системами развитых стран много меньше, чем между уровнями грамотности. Кроме того, и внутри стран различия гораздо больше, чем считалось. Так, в Скандинавских странах меньше внутренних различий, чем в США и Канаде. И чем больше внутренний разрыв по уровням грамотности, тем больше и разрыв в доходах. Грамотность дает преимущества в оплате в Канаде и Финляндии. В Дании ценится образование. В Польше наибольшие преимущества в оплате дает опыт работы.  

Причины таких различий между странами Мюррей не назвал. Он лишь констатировал, что в Скандинавии налицо более корпоративный стиль поведения, в отличие от преобладающего индивидуалистического стиля в Северной Америке. Как отметил Мюррей, госчиновники в Канаде считают, что проблемами разницы в уровнях грамотности — проблема индивидов и отдельных фирм. Однако по его мнению, искать пути решений должно правительство, поскольку большая доля людей с низким уровнем грамотности влияет на продуктивность всей экономики, снижая ее ВВП. На уровне компаний это проявляется в том, что руководство компаний вынуждено мириться с тем, что определенный уровень должностей занимают недостаточно грамотные сотрудники, подгоняя уровень оргструктур своих компаний под этих менее умелых. Кроме того, приходится увеличивать нагрузки на административное звено, которое должно выправлять ляпы нижестоящих. 

Что же касается роли функциональной грамотности в оплате труда в целом, то тут есть 3 разные гипотезы:

  1. грамотность — двигатель продуктивности, и потому должна оплачиваться в первую очередь;

  2. грамотность дает индивиду свои дивиденды прежде всего в тех секторах рынка, где спрос на персонал велик

  3. грамотность оплачивает себя, но только в плохие времена.

Мюррей рассказал и о других результатах исследований системы образования. Так, выяснилось, что канадские выпускники вузов в период с 1994-го по 2003 год потеряли 15% своих навыков. Выяснилось также, что 23% канадских медсестер и 70% клерков не обладают достаточной для выполнения своих обязанностей грамотностью. Кроме того, полностью полезными полученные навыки являются в течение всего 3 лет, а потом они начинают устаревать. «Это меньше, чем срок обучения в вузе». Эксперт отметил, что это показывает, что требуются новые пути улучшения реального уровня образования: адаптивные, с широким использованием Интернета, и потому дешевые и дающие достаточно быстрый результат. 

Мюррей также подчеркнул, что важно проведение региональных исследований — именно с их помощью можно довести наличие проблем до региональных властей. Он отметил также, что исследования показывают: спрос в Канаде на грамотность растет, а предложение функционально грамотных кадров остается на неизменном уровне. Это должно привести к ощутимому дефициту кадров на рынке труда. 

Исак Фрумин после выступления Мюррея сказал: «Мы сегодня услышали о том, чего в нашей жизни не бывает. Оказывается, кто-то в мире, в Канаде, уже изучает реальные навыки населения, а не подсчитывает количество дипломов». Фрумин также отметил, что Канада и Россия — два мировых лидера по доле молодых людей, получающих высшее образование, что делает опыт североамериканской страны особо интересным для нас.