20 сентября на совместном семинаре, организованном экспертной группой «Новая школа», работающей над корректировкой Стратегии-2020, и Институтом развития образования (ИРО) ВШЭ с докладом «Уроки рандомизированных экспериментов в образовании» выступил профессор Стэнфордского университета Эрик Бэттингер.
Исследования профессора Бэттингера, считающегося одним из наиболее авторитетных специалистов в сфере образовательной политики, в последнее время фокусируются на выявлении факторов, способствующих поступлению студентов в колледж и их дальнейшей успешной учебе.
Предваряя свой доклад, Эрик Бэттингер остановился на ключевых тенденциях, формирующих структуру американского студенчества. В частности, в последние десятилетия наблюдается устойчивый рост числа американцев, поступающих в колледжи. Вместе с тем сохраняется очень серьезный разрыв (25-30 процентов) в доле поступающих среди обеспеченных и малообеспеченных семей. Наконец, несмотря на увеличение числа студентов, доля тех, кто оканчивает колледж, остается практически неизменной. Два рандомизированных эксперимента, результаты которых профессор Бэттингер представлял на семинаре, и были направлены на апробацию механизмов, позволяющих поступать в колледж большему числу представителей малообеспеченных семей и стимулирующих студентов к завершению обучения.
Готовность поступать в колледж, а значит, инвестировать в обучение определенные материальные и временные ресурсы в значительной степени зависит от планируемой экономической отдачи от такого обучения: зачастую малообеспеченные американские семьи полагают, что затраты на обучение просто не окупятся в обозримом будущем. Исследования, проведенные в США, показывают, что многие семьи не имеют адекватного представления о стоимости обучения в колледжах. Отвечая на соответствующий вопрос, они называли суммы, в среднем в три раза превосходящие реальный уровень цен на обучение. Не стимулирует к поступлению и сложная процедура обращения за государственным финансированием обучения. Сроки подачи таких заявок мало кому удается соблюсти, а заполнение всех необходимых бумаг превращается в настоящее испытание. По словам Эрика Бэттингера, многие семьи, поняв, насколько формализован этот процесс, «бегут прочь».
Для проведения рандомизированного эксперимента команда профессора Бэттингера разбила выборку малообеспеченных семей на три однородные группы. Семьям из первой группы специалисты помогали заполнить формы обращения за государственной стипендией и предоставили информацию о размерах господдержки и стоимости обучения в ближайших колледжах (вся консультация занимала в среднем восемь минут). Семьям из второй группы была предоставлена только финансовая информация. А третья группа семей была контрольной и получила лишь самую общую информацию о системе американского высшего образования.
Результаты исследования показали, что вероятность обращения и получения финансовой помощи и последующего поступления в колледж среди представителей первой группы существенно возросла, в то время как во второй группе не наблюдалось статистически значимых сдвигов по сравнению с контрольной группой. По мнению Эрика Бэттингера, полученные результаты позволяют утверждать, что упрощение процедуры подачи заявок на господдержку обучения и более широкое распространение информации о доступности обучения в колледжах может привлечь в них существенно большее число молодых людей из малообеспеченных семей.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, комментируя доклад, обратил внимание на принципиальную разницу предпосылок выбытия студентов из вузов в США и России. «Система образования в США характеризуется очень большим процентом добровольного ухода студентов из колледжей, — отметил ректор Вышки. — В то же время в России добровольный уход из учебных заведений практически отсутствует. Это демонстрирует совершенно разное отношение студентов к обучению в наших странах».
По мнению директора Центра социологии образования Российской академии образования Владимира Собкина, эксперименты профессора Бэттингера помогают «проследить фильтры, которые мешают получению высшего образования», а также выстроить «схему, нивелирующую негативное влияние этих фильтров». «Теперь я обращаю все это на российскую социальную реальность, — продолжил Владимир Собкин. — У нас ведь все ориентировано на усиление фильтров, чтобы не дать человеку получить тот или иной тип образования. Доклад чрезвычайно важен, так как обращает наше внимание на необходимость исследования этих социальных фильтров в России».
И.о. директора Центра мониторинга качества образования ИРО Анатолий Каспржак отметил, что в России не хватает личностно-ориентированных исследований образования. «У нас все исследования — про систему образования, в которой собственно ученика нет, — сказал он. — А профессор Бэттингер проводит исследования, ориентированные на то, как ученик движется во время своей учебы».
Завершая дискуссию, научный руководитель ИРО Исак Фрумин подчеркнул, что интерес к эмпирическим исследованиям образования появился в России всего несколько лет назад. «Советская традиция состояла в том, что педагогическая наука — это наука о должном, а не о сущем, — заметил Исак Фрумин. — Если мы хотим, чтобы результаты наших исследований были убедительными, нам придется двигаться в сторону экспериментальных методик. В свое время это сделала медицина, где рандомизированные исследования стали стандартом развития науки. Другой вопрос, что любой строгий метод создает серьезные ограничения на выбор объектов и контроль, а, следовательно, стоит существенно дороже. Но мы и так сегодня тратим миллиарды, например, на внедрение информационных технологий в школах, и при этом не проводим эксперименты, которые показывали бы эффективность этих вложений. То есть у нас есть экономический императив, чтобы подобными экспериментами заниматься».
Презентация к докладу Э. Бэттингера