Обсуждение исследования профессора Стенфордского университета Мартина Карноя
13 сентября в Высшей школе экономики состоялось заседание экспертной группы №8 «Новая школа» по доработке «Стратегии-2020», в рамках которого профессор Стэнфордского университета, специалист в области экономики образования Мартин Карной провел презентацию сравнительного исследования качества обучения детей в школах приграничных районов Ботсваны и Южной Африки.
Исследование проводилось в 60 школах для детей из малообеспеченных семей. Анализировались как работа учеников, так и поведение учителей на уроках математики, проводились детальные опросы, изучались рабочие тетради учеников. Целью исследования было сравнение не только качества обучения в двух странах (Ботсвана и ЮАР), но и разных систем образования в целом.
Результаты показали, что уровень преподавания и усвоения материала учащимися в Ботсване выше, чем в Южной Африке, хотя ниже мирового уровня. И ученики, и учителя школ Ботсваны лучше справились с тестовыми заданиями, что, по мнению авторов исследования, связано с более эффективной системой подготовки преподавателей в стране. В Ботсване, отмечает М. Карной, лучше организован учебный процесс, учителя пропускают меньше занятий (в ЮАР этот показатель достигает 20%) и лучше разбираются в предмете, который преподают. Кроме того, средний возраст педагогов в Ботсване на 10 лет ниже, чем в Южной Африке.
Что может дать это исследование России? Во-первых, важен сам факт открытости страны для международных исследований, считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Во-вторых, по мнению экспертов, роль учителя является одной из главнейших в процессе воспроизводства знаний, опыт Ботсваны в этом плане очень поучителен.
Кроме того, на примерах африканских стран видно, что объемы финансирования системы образования, без сомнения, влияют на качество обучения. При этом, отмечают эксперты, крайне важна эффективность расходования средств. К сожалению, ни Ботсвана, ни Южная Африка этим похвастаться не могут. Важно отметить, что, по мнению участников семинара некоторые негативные факторы в работе учителей – например, незнание предмета в достаточном объеме – не могут быть устранены путем простого повышения зарплаты, нужны другие механизмы. Об этом говорил со-руководитель экспертной группы Исак Фрумин.
С ним согласен вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов: «Существуют внешние факторы, на которые мы практически не можем повлиять, например социально-экономический статус семьи. Но мы можем работать с учительским корпусом. И именно это надо начинать делать», – добавил он.
Презентация к докладу М. Карноя