Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
14 Июня
Группа №8 — детские товары и новые образовательные проекты

14 июня состоялся очередной совместный семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ и Экспертной группы «Новая школа» по доработке Стратегии-2020. С докладом «История детских товаров в России и новые образовательные социальные проекты» выступил председатель правления Ассоциации индустрии детских товаров Станислав Наумов.

На заседаниях группы неоднократно говорилось о том, что общеобразовательная школа перестает быть ключевым институтом социализации — возникают новые, масштабные институты, роль которых достаточно заметна. Один из них — детские индустрии. Влияние игрушек и игровых сред на развитие ребенка, формирование его представлений о мире значительно и конкурирует с влиянием «семьи и школы». Примером может служить, роль, которую кукла Барби в формировании женского образа играет уже не первое десятилетие.

Рынок детских индустрий — это не только игрушки, но и любые товары, услуги для детей, в том числе одежда, обувь, питание, развлечения. У этого рынка есть свои особенности. Во-первых, на нем два потребителя, которые одновременно принимают решение о покупке — взрослый и ребенок. Во-вторых, ограниченный срок пользования товаром: например, из одежды ребенок быстро вырастает.

Станислав Наумов и Исак Фрумин
Станислав Наумов и Исак Фрумин
По данным Ассоциации индустрии детских товаров, средний годовой чек российской семьи на игрушки — 110 долларов. И это не предел, если сравнивать Россию со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где траты на детей гораздо больше. Товары и услуги для детей — это последнее, на чем решаются экономить взрослые. Показателен в этом отношении был недавний кризис: единственный сегмент рынка, который не «упал» за время кризиса — это детские товары. «Китайские коллеги даже нарастили объем присутствия на нашем рынке на 4 процента, – рассказал Станислав Наумов. – Российские производители снизили объем выпуска производимой продукции. В целом же рынок не среагировал — не сжался».

Вообще же положение российских производителей на рынке детских индустрий остается незавидным. Образно говоря, мы до сих пор являемся гостями на нашем рынке: на долю отечественных производителей приходится 30% рынка. Хотя у российских производителей есть свои конкурентные преимущества. По мнению президента Ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, мы конкурентоспособны «в блоке креатива», умеем создавать образовательные среды: «Все программы для семейных детских садов в Израиле сделаны игротехниками, которые уехали из нашей страны. Настольные игры в Германии имеют русские корни. То же самое в Америке. Русская школа головоломок известна в мире, наш изобретатель головоломок недавно заключил контракт с Китаем, и там начинает производить русские головоломки».

В ходе обсуждения доклада член Общественной палаты РФ, директор частной школы «Наследник» Любовь Духанина отметила, что необходимо создавать механизмы поддержки отечественного производителя: государство должно быть в этом заинтересовано еще и потому что игрушка — это первичный способ национальной идентификации ребенка. Не стоит недооценивать роль первых игрушек в жизни ребенка: что это будет — японский электронный «Тамагочи», виртуальная смерть которого, как говорят психологи, может нанести ребенку психологическую травму, или пресловутая кукла Барби? Также нельзя упускать из виду и вопрос безопасности. Причем необходимы не только технические регламенты на производство, но и общественно-профессиональная экспертиза, результаты которой должны быть известны при покупке, например, компьютерной игры. Впрочем, Исак Фрумин выразил сомнение в эффективности государства в вопросе организации экспертизы и поддержки отечественных производителей, отдав предпочтение механизмам саморегулирования, действующих в профессиональных сообществах производителей.

Производители испытывают трудности и в тех случаях, когда выходят напрямую на образовательные учреждения. По словам Антонины Цицулиной, система образования «не умеет закупать» интересные продукты — педагогов этому никто не учит. Даже в ситуации, когда в системе образования появляются деньги, а значит и возможности для создания современной образовательной среды, воспитатели детских садов, например, не готовы работать с инновационными продуктами — «боятся их на уровне бессознательного».

По мнению А. Цицулиной, индустрия товаров для детей нуждается в содержательном заказе со стороны системы образования. Однако, как заметил директор Центра социально-экономического развития школы ИРО Сергей Косарецкий, система образования на сегодняшний день не в состоянии сформулировать какой-либо заказ детским индустриям и не выступать субъектом экспертизы. Реальных исследований и знаний о влиянии игровой продукции на развитие ребенка в этой области нет, приходится опираться на представления прошлого века.

Участники семинара сошлись в призщнании важности дальнейшего обсуждения темы индустрии товаров и услуг для детей в контексте анализа новых механизмов социализации.