Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
22 Апреля
Группа №8 - круглый стол "Проблемы детства"

Мероприятие состоялось  в Красноярске, в рамках XVIII Всероссийской конференции "Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании".

 

Председательствовали на круглом столе Анатолий Георгиевич Каспражак, Исак Давидович Фрумин, руководители экспертной группы №8 по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. «Новая школа».

Исак Давидович Фрумин во вступлении обратился к собравшимся с запросом: «Мы бы хотели воспользоваться красноярским интеллектуальным ресурсом ». Также он указал на проблему, которая заключается в том, что «наша школа и система образования очень детоцентричны, мы рассматриваем развитие школы только как развитие успешности детей в школе. Перед школой стоят более широкие задачи, которые мы до сих пор не поставили».

Таким образом, руководители экспертной группы предложили для совместного обсуждения следующие вопросы:

  • Какие другие выборы, приоритеты мы видим в образовании?
  • Как это сделать, как комплексно это делать, каковы механизмы?

А. Каспржак также пояснил: «Мы предлагаем говорить не о том, как плохо в какой-то определенной школе, а о стратегии».

Первой с предложением выступила Людмила Михайловна Долгова, директор школы «Эврика развития» (г.Томск): «Только если у школы есть механизмы для осмысления - что-то происходит. Что же тогда дает возможность этому осмыслению, что придает рефлексивность системе? Я считаю, это ее открытость. Что тогда может открывать систему? Это родители, взаимодействие с ними, но, к сожалению, их потенциал не работает, не используется школой. Также это профессиональные педагогические сообщества, которых нет как системы, только отдельные прецеденты. Поэтому я убеждена, что необходимо заложить в концепцию элементы открытости».

Елена Олеговна Смирнова обратила внимание участников круглого стола на проблему оценивания качества и эффективности системы образования: «Как количественно выразить эффективность работы педагога, психолога? Неужели на самом деле в концепции заложены количественные критерии оценки? Ведь все эти показатели ведут к формализации и фальсификации оценки эффективности».

Отвечая на этот непростой вопрос, И. Фрумин так прокомментировал ситуацию с оцениванием: «Если мы говорим про рефлексивность, то она может быть чувственной и эзотерической, а ведь можно измерять иначе: вопрос не в количественных измерениях, а в знании, понимании, что делает педагог, психолог – эффективность проверяется через открытость. Стремление посчитать связано с тенденцией к рефлексивности, желанию понимать, и иногда это действительно получается нелепо, потому что пока не умеем это делать качественно».

Татьяна Михайловна Ковалева говорила о необходимости «прикрепления» к школе новой компетенции – продюсирования.

Геннадий Николаевич Блинов предложил вариант, когда будет произведен переход от программ развития образования к программам развития территориального потенциала человеческих ресурсов.

первоисточник