7 апреля в рамкахXIIМеждународной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Внешние тенденции как фактор развития российской школы», на котором обсуждались конкурентные преимущества отечественного образования. Его организатором выступила экспертная группа № 8 по обновлению Стратегии-2020 «Новая школа».
Открывая заседание, руководитель экспертной группы, и.о. проректора НИУ ВШЭ Исак Фрумин отметил, что стало уже привычным сравнивать систему образования России с другими странами, и, как правило, это сравнение оказывается не в нашу пользу. В то же время «по каким-то формальным признакам» оказывается, что российские школьники «научены не хуже, а лучше других» – достаточно вспомнить перовое место учащихся 4-х классов в международном исследовании PIRLS-2006.
«Сегодня мы хотим посмотреть на ситуацию иначе, понять, в чем состоят конкурентные преимущества нашей системы образования, - пояснил Фрумин. - Потому что, по сути, все экспертные группы сегодня бьются над одним вопросом – как мы можем обеспечить такие же, как в Центральной Европе, стандарты жизни, удовлетворить высокие ожидания нашего населения, если наш ВВП на душу населения меньше, чем в Европе. Есть у нас что-то, позволяющее добиться, может быть, и лучших результатов, но дешевле?»
В качестве докладчиков на заседание Круглого стола были приглашены профессор МВШСЭН Катерина Поливанова, руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович и ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Галина Цукерман.
«У нас особенная модель образования»
К. Поливанова свое выступление посвятила результатам российских школьников в международных исследованиях TIMSS-2007 и PISA-2006.
Исследование TIMSSизучает качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе, оценивая предметную грамотность – то, чему учат. Результаты России в этом исследовании довольно высокие, они превышают средние международные показатели. В то же время в исследовании PISA, оценивающем умения 15-летних школьников применять полученные знания в области математики, естествознания и чтения, наши результаты ниже средних международных.
«Это не столько конкурентные преимущества, сколько парадоксы российского образования», - заметила Катерина Поливанова. По ее словам, российское образование – не плохое и не хорошее, а особенное. «Оно существенно отличается от обычной модели образования. Мы действительно на очень хороших местах по предметным знаниям и не дотягиваем по компетенциям, которые замеряет PISA».
Конкурентное преимущество российской школы в том, что уровень фундаментальных знаний очень высок, согласился соруководитель экспертной группы Анатолий Каспржак: «И следует подумать, что это может дать для того, чтобы практические умения, умения применять знания были использованы на фундаментальной базе».
Мифы о перегрузке
Марк Агранович согласился с тем, что задача говорить о преимуществах «довольно сложная», поэтому в своем докладе обратил внимание на резервы системы российского образования – то, за счет чего можно говорить о его улучшении.
К таким резервам, по его словам, относится, прежде всего, система дошкольного образования. В большинстве развитых стран обязательное образование начинается с 5 лет (там, где в школу идут позже, развита система предшкольной подготовки). Россия по этому показателю отстает. «И это наш резерв, особенно учитывая то, что вложения в дошкольное образование, как известно, – самые эффективные», - пояснил Агранович.
Исак Фрумин на это возразил, что у нас одно из самых дорогих дошкольных образований в мире, и поэтому его трудно считать скрытым резервом.
По мнению Аграновича, резервом является продолжительность обучения в школе: «Есть легенда про то, что наши дети в школе перегружены. Это и вправду лишь легенда». Недельная учебная нагрузка в России соответствует показателям стран ОЭСP. Другое дело, что количество учебных дней в году в России – меньше, у нас продолжительные каникулы и много праздников, поэтому учебный год в российской школе почти на месяц короче. В результате «объем образования» в часах в России почти на четверть меньше, чем в странах ОЭСР. «Надо учиться дольше и начинать раньше», - заметил Агранович.
Еще один резерв, по его словам, связан с финансированием образования. «Мы в целом, как общество, тратим на образование больше, чем должны были бы, соотнося с нашим уровнем экономического развития. Другой вопрос, что это достигается за счет частных расходов». Государственные расходы на среднее образование более чем в 1,5 раза ниже, чем в развитых странах. «Конкурентное наше преимущество в том, что родители готовы вкладывать в образование детей», - добавил Анатолий Каспржак.
Как считает Агранович, необходимо удлинять продолжительность среднего образования, поскольку оно дешевле, чем, скажем, высшее профессиональное; не надо перекладывать на училища, техникумы и вузы то, чему можно научить в школе.
Заслуги советской школы
Галина Цукерман отметила, что важно не потерять достижения отечественной системы обучения Эльконина-Давыдова. «Когда появился такой инструмент сравнения школьного образования разных стран, как PISA, мы обнаружили, что эта система имеет удивительные преимущества перед другими системами обучения», - пояснила Цукерман. Ее преимущества заключаются в предметности знания, умении учить учиться, анализировать информацию, рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения.
По мнению руководителя Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галины Ковалевой, говоря о преимуществах российской системы образования, нельзя не упомянуть кадры и качество российского математического образования. Так, в международном исследовании по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS-2008 Россия заняла 2-ое место. Высокие результаты продемонстрировали и школьники, изучающие углубленные курсы физики и математики, в исследовании TIMSS-2008. «Кто обеспечил такой высокий уровень математический знаний? Это наши кадры. Надо думать, что надо сделать, чтобы сохранить нашу математическую школу», - отметила Галина Ковалева.