Экспертные группы
 
Группа 8
Новая школа
29 Марта
Группа №8 - Здоровье школьников как социальная проблема

29 марта в Высшей школе экономики прошел семинар, организованный Экспертной группой № 8 «Новая школа» и Институтом развития образования НИУ ВШЭ. С докладом «Здоровье детей как критический фактор политики в области детства» выступила заведующая кафедрой междисциплинарных основ здоровьесбережения ГОУ ДПО "Государственный институт новых форм обучения", доктор медицинских наук Серафима Чечельницкая.

 

Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и ресурс, необходимый школьникам для обучения — таков один из основных тезисов доклада. Здоровье учащихся нельзя рассматривать только как наличие или отсутствие тех или иных патологий, являющееся чисто медицинской проблемой, которая решается вне системы образования. Утомляемость, общее физическое развитие школьника — факторы, от которых напрямую зависит его познавательная активность и способность к обучению, это тоже составляющие здоровья как ресурса. Часто учителя и родители никак не связывают их с работой школы. Однако на самом деле понимание (или непонимание) педагогами особенностей возрастного развития детей и подростков способно оказать недооцененное в настоящее время влияние на их здоровье. Соответственно, здоровье школьников сейчас — проблема не только медицинская, но и социальная. Работать над ее решением можно, в том числе, в рамках системы образования, считает Серафима Чечельницкая.

В ходе дискуссии по докладу научный руководитель ИРО НИУ ВШЭ Исак Фрумин отметил важность для учебных достижений школьников внешних факторов, к числу которых относится здоровье. Развитие здоровьесберегающих подходов является важной задачей, для решения которой нужно найти пути одновременно эффективные и недорогие, считает Исак Фрумин.

Здоровье является ключевым ресурсом для современной подростковой субкультуры, при этом для его сохранения подростки не делают ничего — таков тезис директора Института социологии образования Российской академии образования (РАО) Владимира Собкина. Соответственно, задача школы, как института социализации, — формирование культуры здорового образа жизни.

Директор центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина отметила, что любые действия по сохранению здоровья школьников должны осуществляться при условии соблюдения права на частную жизнь. Это особенно актуально в связи с распространением среди школьников заболеваний, передающихся половым путем. Здесь необходимы осторожность и деликатность, чтобы борьба с ущербом нанесенным физическому здоровью, не сопровождался моральной травмой для формирующейся личности.