18 марта 2011 г. в рамках Международной научно-практической конференции "Россия и мир: в поисках инновационной стратегии" (Гайдаровский форум 2011) прошел Круглый стол "Новая школа: вызовы и развилки".
Целью дискуссии была разработка комплекса идей и представлений о будущем российского образования, в котором основной ценностью признается человек и его полноценная реализация, индивидуальная успешность.
Ведущий круглого стола – научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, ведущий специалист Всемирного банка, Исак Фрумин предложил два вектора обсуждения: вызовы современного общества, предъявляемые системе образования и социализации человека, конкурентные преимущества российской системы образования, позволяющие отвечать на вызовы.
Основой для дискуссии стало выступление профессора, заведующего кафедрой культурологи НИУ ВШЭ Виталия Куренного, который основным вызовом назвал размывание привычных границ между ребенком и взрослым. Современная информационная среда уже не позволяет контролировать ребенка, существующие системы передачи опыта и воспитания претерпевают серьезный кризис. При этом в обществе наблюдается ностальгия по единой советской системе образования. Это проявилось, например, в ходе общественного обсуждения новых компетентностно-ориентированных стандартов.
Председатель Тьюторской ассоциации, профессор кафедры педагогики МПГУ, Татьяна Ковалева заострила внимание на необходимости сохранения в образовании культурной предметности. Серьезным вызовом, по ее мнению, является то, что предметное содержание все более уступает задачам развития компетентности, что ведет к трудностям в удержании культурного поля и обеспечении межпоколенной коммуникации.
Ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Мария Пинская познакомила участников круглого стола с результатами исследования российских образовательных учреждений и отметила углубление дифференциации в системе общего образования, возникновение устойчивых групп неуспешных школ. Эти учреждения, как правило, отличает сложный контингент учащихся, социальное неблагополучие семей и невысокий образовательный уровень родителей, недостаточное внимание профильному обучению, низкий квалификационный уровень значительной части учителей. Преодоление разрыва между успешными и неуспешными школами, выравнивание возможностей получения качественного образования – важная задача сегодняшнего дня.
Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин высказал идею о том, что образование работает не только на будущее, оно должно обеспечивать проживание детства, отрочества и юности. В связи с этим необходим тщательный отбор культурного содержания образования, ребенок должен его освоить, пережить. Никакие институты, кроме школы, не позволяют это делать. У нынешних взрослых есть общее культурное ядро, утверждает автор, но, к сожалению, оно уже не общее с нашими детьми.
Серьезным вызовом образованию является, по мнению директора научно-методического центра «Дар» Серафимы Чечильницкой, популяционное здоровье. Основные риски заболеваний сегодня — это поведенческие риски, следствие этого — функциональные нарушения здоровья детей. Необходима не только профилактика, но и воспитание здоровья. Роль школы в этом определяющая.
Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования (ФИРО), отметил существующие противоречие между культурно-деятельностной методологией социализации и системами оценки типа ЕГЭ.
Анатолий Прохоров, художественный руководитель проекта «Смешарики», считает, что современные дети становятся частью индустрии, целевой группой маркетинговых стратегий, что выражается в создании брендов одежды, специальных интернет-сервисов, кафе… Все это крайне важно учитывать при создании образовательных стратегий.
Положительным опытом по созданию механизмов ответов на современные вызовы системе образования поделились руководители органов управления образования регионов.
Так, министр образования республики Татарстан Альберт Гильмутдинов считает, что для создания конкурентных преимуществ в образовании необходимы целевые программы по поддержке учителя (в Татарстане разработана специальная программа «Наш новый учитель»), внедрению современных технологий обучения и управления образовательным учреждением, развитии инфраструктуры отрасли. Министр уверен, что вклад хорошего учителя в повышение качества образования больше, чем сумма всех других факторов, а применение современных технологий помогает за короткий срок добиваться значительных успехов даже учащимся с низкой успеваемостью.
Министр образования Пермского края Николай Карпушин рассказал о региональном опыте создания отдельных школ для старшеклассников. Подобные учреждения, обеспеченные необходимым количеством современных ресурсов, технологий и средств обучения, укомплектованные профессиональными педагогическими кадрами, могут оказать серьезное влияние на повышение качества образования пермских старшеклассников.