В Высшей школе экономики 13 июля состоялось открытое заседание экспертной группы №7 "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика". Основным докладчиком выступил заместитель директора департамента занятости и трудовой миграции Министерства здравоохранения и социального развития РФ Георгий Гаденко. Он представил подготовленные его ведомством предложения по внесению изменений в законодательство по вопросу определения потребности в иностранных работниках.
Подготовленные Минздравом предложения, отметил докладчик, должны облегчить процедуру привлечения иностранной рабочей силы для работодателей, обеспечить социальную защиту иностранным работникам и заполнить рынок труда в тех секторах, где не хватает отечественной рабочей силы или куда трудно ее привлечь.
Предложенные поправки предусматривают, в частности, что работодатель, подавая заявку на квоты по привлечению иностранной рабочей силы, получает квоту не на одного человека, а на одно рабочее место. Разница здесь в том, что, если предпринимателю придется уволить иностранного работника, он сможет зять на это место другого такого же. В настоящий момент работодатель должен, чтобы соблюсти закон, либо ждать наступления следующего года с получением новой квоты, либо просить региональные власти о расширении квоты.
Поправки определяют, что квоты будут выдаваться только по тем специальностям, на которые поступят заявки работодателей и именно к этим работодателям на указанные рабочие места можно будет устроиться на работу. В то же время, для более оперативного решения вопросов по подбору рабочей силы, предполагается, что квоты будут автоматически расширяться: "Три месяца заявка провисела в базе предложений - если на нее нет откликов отечественных работников, на нее автоматически распространяется квота на привлечение иностранной рабочей силы".
Предлагается ввести социальные выплаты, такие же, как за российского рабоотника. По мнению Минздрава, это выровняет позиции россиян и иностранцев на рынке труда - в данный момент отсутствие соцотчислений делает иностранца при прочих равных условиях более привлекательным для найма.
Предложено разделить подход к тем, кто приезжает на краткосрочные заработки и к тем, кто нацелен на серьезное длительное пребывание, ведя два статуса. Для тех, кто работает менее 6 месяцев - статус временного пребывания, с минимумом социальной защиты; для тех, кто заключил контракт на срок более 6 месяцев - статус временного проживания. "Мы будем поощрять контракты на срок до трех лет - чтобы работодатель был заинтересован в работнике, заботился о его условиях труда и квалификации". - отметил Г. Гаденко.
В последовавшем экспертном обсуждении весьма распространенной была точка зрения, что предлагаемые нововведения, изменяя некоторые частности, сохраняют в целом громоздкую и малоэффективную систему квотирования: по-прежнему работодатель вынужден будет подавать множество документов чтобы поучаствовать в квотной компании на следующий год. Причем сами квоты будут по-прежнему определяться лишь раз в год. Появляется громоздкая система составления в центре одного на всю страну списка рабочих мест, профессий, предприятий на которые распространяются квоты. Как заметил зам. директора Федеральной миграционной службы Анатолий Кузнецов, "Президент нас призывает: создавайте такие процедуры, которые будет легче соблюдать, чем нарушать". Он также отметил, что предложенный законопроект по ряду позщиций не учитывает происходящие изменения, связанные с созданием Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, а также имеющиеся межгосударственные отношения с различными странами СНГ.
Процедура трехмесячного выдерживания заявки на рабочее место в ожидании отклика отечественного работника означает, что целый квартал рабочее место может пустовать, создавая провал в производительности предприятия, отметили эксперты. Разделение статусов иностранных работников на "до 6 месяцев" и "более 6 месяцев" слишком упрощена и не решает проблему отбора необходимых для российского рынка труда работников.
Процедура социальных платежей за иностранных работников, напомнила заместитель директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития Марина Маслова, в свое время уже была отменена потому, что эти платежи не создавали никаких обязательств перед иностранными работниками: не ясно, в частности, что будет с их пенсионными отчислениями.
Проректор Высшей школы экономики Татьяна Четвернина отметила, что объединение малого бизнеса "Опора России" отрицательно отнеслось к предлагаемым поправкам, поскольку они не ликвидируют того положения, когда малый бизнес практически выведен за рамки законного привлечения иностранной рабочей силы.
Исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов призвал: "Если менять законодательство, то существенным образом".
Экспертная группа "Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика" продолжит обсуждение проблем, связанных с привлечением иностранной рабочей силы на своих последующих заседаниях.