Экспертные группы
 
Группа 7
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
27 Октября
Группа №7 - Подготовка кадров и потребности региональных рынков труда

Круглый стол на тему "Подготовка кадров и потребности региональных рынков труда: как обеспечить соответствие?" состоялся в Высшей школе экономики 27 октября в рамках работы группы №7 .

В рамках Круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  1. Объем и структура подготовки кадров и потребности региональных рынков труда: основные подходы к обеспечению соответствия

  2. Региональные подходы к прогнозированию потребности в профессиональном кадровом обеспечении субъектов РФ

  3. Мониторинг востребованности выпускников системы профессионального образования

По мнению ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, система образования не отвечает потребностям рынка труда, в том числе на региональном уровне. Необходимо подумать о том, чтобы включить мигрантов в систему профобразования и создать систему мониторинга трудоустройства выпускников вузов. «Сегодня до 50% выпускников вузов не находит работы, в которой бы они применяли профессиональные навыки, полученные в процессе обучения, и значительная часть из них не собирается искать подобную работу», - отметил Ярослав Кузьминов. Существует реальная потребность экономики в рабочей силе, которую современная система образования, к сожалению, не удовлетворяет.

Как считает Я. Кузьминов, вовлечение мигрантов в систему профессионального образования поможет обеспечить бОльшее соответствие региональных рынков труда и системы подготовки кадров. По его словам, сегодня сложилась ситуация, когда огромный миграционный поток создает напряжение в обществе, труд мигрантов используется «варварски» – в качестве разнорабочих, рабочих с низкой квалификацией, у которых отсутствуют мотивы повышения квалификации.

«Может быть, поставить вопрос о включении в систему базового профобразования мигрантов в тот контур образовательной политики, который будет удовлетворять потребности региональных рынков», – предложил Кузьминов. Широкомасштабное обучение мигрантов позволит им не только адаптироваться к российской культуре и действительности, что снимет социальную напряженность, но и ответить на запросы рынка труда.

Для того чтобы обеспечить соответствие между региональными рынками труда и работой системы образования, всем субъектам рынка труда нужна адекватная информация о перспективах развития экономики региона и трендов в образовании, считает заместитель генерального директора «ИБС Экспертиза» Дмитрий Садков. Говоря о плюсах системы моделирования и среднесрочного прогнозирования ситуации на региональных рынках труда, он отметил, что «в обществе отсутствует понимание перспективных образовательных трендов», и это обусловливает слепой выбор специальности, приводящий к отсутствию работы или работе не по специальности.

Одним из вариантов учета, с одной стороны, судьбы выпускников вузов, а с другой – эффективности работы вузов является, по мнению ректора Петрозаводского государственного университета Анатолия Воронина, создание федерального реестра выпускников, который будет предоставлять информацию о трудоустройстве выпускника и применении им навыков, приобретенных в ходе обучения.

«Национальный мониторинг трудоустройства, карьеры и доходов выпускников вузов,– это выход, магистральный путь оценки и работы вуза, и ситуации на рынке труда», – согласился Ярослав Кузьминов. По его мнению, опрашивать вузы о трудоустройстве своих выпускников неэффективно, необходимо отслеживать трудовую жизнь (специальность, продвижение по службе и доход) в течение пяти лет после окончания вуза посредством опросов самих выпускников. По итогам мониторинга одни вузы будут поощрены, а состоятельность других может быть поставлена под вопрос.

Наряду с этим, как считает Кузьминов, важно учитывать «сроки жизни технологии, специальности», которые сегодня стремительно сокращаются, и исходя из этого выстраивать текущее планирование и формировать госзаказы на конкретные специальности. Этому способствуют программы магистратуры, последний профильный год прикладного бакалавриата и короткие программы обучения в техникумах.

«Первый уровень третичного профобразования должен формироваться из предпочтений учащихся и их семей», – считает ректор ГУ-ВШЭ. Адекватная информация о прогнозах и планах рынка труда от его субъектов (государства, работодателей) позволит сориентировать семьи на необходимые для экономики специальности.

Фото: Н. Бензорук