21 июня в Московской школе управления СКОЛКОВО прошло заседание экспертной группы №7 по обновлению «Стратегии-2020» «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» на тему «Корпоративные университеты как фактор развития системы непрерывного образования». В заседании также приняли участие члены других экспертных групп и представители бизнеса.
А.В. Баркин, директор Центра образовательных разработок СКОЛКОВО, привел данные о результативности образования в России по сравнению с ведущими странами мира на основе данных исследования PISA. Как следовало из доклада, уровень образования в нашей стране и его качество стремительно падает. На данный момент оно уже ниже уровня стран БРИК (без России). Так, по его словам, навыки старшеклассников в России по сравнению со странами-лидерами различаются на проценты, а производительность труда - результативность образования с экономической точки зрения – в разы. Говоря о внутрикорпоративном обучении в России, Баркин рассказал, что более 100 компаний имеют свои корпоративные университеты (КУ) и их бюджет – 1 млрд долларов в год. Около 60% сотрудников крупных компаний проходят переподготовку, а на обучение одного человека тратится несколько сотен долларов. По словам докладчика, все эти цифры очень близки к западным странам, к Америке.
Соруководитель экспертной группы №7, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО А.Е. Волков выделил 4 сектора рынка труда, которые заинтересованы в дополнительном образовании и переподготовке кадров, и рассказал, какую роль в их стимулировании может сыграть государство. Первый – это корпоративный сектор. В нем, по словам эксперта, чем меньше вмешательство государства – тем лучше. Помочь ему можно обновлением регулирующих норм и корректировкой системы налогообложения. Второй – бюджетный сектор. Здесь нужно обновить нормы ДПО и стимулировать конкуренцию путем прихода на рынок независимых, негосударственных провайдеров. Третий сектор, по словам ректора, – сектор малого, среднего бизнеса и самозанятых. Этой категории необходимо предоставить возможность получения предпринимательского образования и инвестировать в центры независимой оценки. Четвертый – сектор социально незащищенного населения (тех, кто временно или постоянно не работает). В данном случае, считает ректор, от государства требуется помощь в виде дотаций на переподготовку – например, финансовых сертификатов на обучение.
Для развития дискуссии А. Волков предложил представителям бизнеса порассуждать над ответами на два вопроса. Во-первых, корпоративный сектор образования успешно развивается и без участия государства – что может сделать государство, например, в сфере регулирования, чтобы бизнесу было легче работать. Во-вторых, готов ли бизнес инвестировать в существующие школы, институты, техникумы, ПТУ и т.д.
«У нас сложилась такая командная система, что сами вузы выбивают из студентов дух предпринимательства, инновационности, провоцируя тем самым их ограниченность», – сказала Н.Л. Ионова, вице-президент по персоналу Евраз-Холдинг. По ее мнению, здесь существует развилка: с одной стороны, нужно сохранить качество и дисциплину, а с другой – развить креативность и позволить выходить за установленные рамки. Кроме того, по словам Натальи Ионовой, в университетах хотелось бы видеть больше приглашенной зарубежных профессоров, которые знают и могут рассказать о новых технологиях, о новой технике.
В целом представители компаний сошлись во мнении, что бизнес не готов вкладывать деньги в ту базу, которая сейчас существует в вузах – необходима ее перестройка. Кроме того, необходимо обновление ЕТКС (Единого тарифно-квалификационного справочника), создание новой системы сертификации, создание независимых образовательных программ, с независимой оценкой, так как сейчас и разработка, и преподавание, и оценка проводится в вузах. Возможно создание единых отраслевых стандартов и учебных заведений. Как отметили эксперты, появление новых специальностей – это поле для взаимодействия вузов и корпораций.
Тем не менее, как считают представители бизнеса, будущее КУ заключается в формуле «одна корпорация – один корпоративный университет». Необходимо повышать качество образования, создавать отраслевые университеты, но КУ должен быть индивидуален для каждой компании, поскольку его основная цель – обучение корпоративной этике и ценностям.
Т.Л. Клячко, соруководитель экспертной группы №17, согласилась с возможностью формирования отраслевых университетов, тем более что, по словам эксперта, в скором времени может освободиться большая часть преподавательского состава. Так, по ее данным, к 2020 из-за демографического спада количество студентов сократится с 7,5 до 4,6 миллионов.
В заключении А. Волков отметил, что образование как сфера услуг будет дорожать. По количеству денег в мировой системе образования это уже сейчас сфера №1, – сказал Волков. С другой стороны, наша система уже не выдерживает критики. Необходима кодификация – то есть создание новых понятий и внедрение их в систему госрегулирования. Так же ректор подчеркнул необходимость разделения того, что специфично для отраслей, и того, что специфично для вузов – нужна четкая граница, сказал он.