Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» прошло 23 июня в Высшей Школе Экономики. С докладом «Развитие навыков и квалификаций, модернизация профессионального образования: опыт Германии и Саудовской Аравии» выступил Майкл Аксман (Женева), специалист по вопросам развития систем подготовки кадров, ILO-EMP/SKILLS .
Немецкая система профобразования институционально очень развита – образовательные учреждения и работодатели несут совместную ответственность за образование работников. Именно поэтому порядка 95% людей, прошедших профессиональную подготовку, после нее находят работу. Показателен также пример Нидерландов и Канады, где институциональная связь между государством и частным сектором в этой связи максимальна. В этих странах созданы специальные комиссии, которые принимают от частного сектора – промышленности – сигнал о том, на специалистов каких отраслей наблюдается максимальный спрос. Далее этот сигнал передается в систему профподготовки, что позволяет направить потоки рабочей силы в нужную сторону и обеспечить работой максимальное количество людей.
Поскольку ситуация с безработицей в Европе и других западных странах достаточно сложная, разработкой стратегии дополнительного профобразования занимаются, как правило, совместно несколько министерств.
В России ответственность за дополнительное образование тоже распределена между разными министерствами, однако продуктивной совместной работы не получается. Между министерствами нет необходимой координации. В итоге, именно те отрасли, где спрос на рабочую силу наибольший, остаются без работников. При этом цели руководство страны ставит амбициозные: подготовить 25 млн высококвалифицированных работников к 2025 г. Наиболее слабое место – региональные системы подготовки кадров.
Немецкая модель профобразования двухкомпонентна. Она состоит из обучения в учебном заведении и на предприятии, отметила Юлия Грищенкова, региональный представитель компании GIZ (Германия) в странах Восточной Европы и Центральной Азии. При этом 75% времени обучающийся проводит именно на предприятии. Сложилась практика, что абитуриент первоначально выбирает не учебное заведение, а профессию, которой хочет овладеть, а уже потом просто заключает договор с одним из учебных заведений. Выпускной экзамен находится в сфере ответственности профессиональных палат, в состав которых входят и преподаватели, и профессионалы. Профобразование в Германии пользуется большим спросом – 60% немецкой молодежи по окончании школы идут именно туда.