Экспертные группы
 
Группа 7
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
2 Апреля
Группа №7 - состояние и перспективы профессионального образования

2 апреля прошло открытое заседание экспертной группы №7, «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика», под названием «Профессиональное образование в России», организатором выступил Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Эксперты рассмотрели  доклад заместителя председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елены Николаевой («Развитие системы подготовки квалифицированных инженерных кадров в Российской Федерации»), а также представителей Центра изучения проблем профессионального образования» Ольги Олейниковой и Анны Муравьевой (доклад «Национальная система квалификации»).

«Современное положение развития производства и ориентация на модернизацию и инновационные процессы в нашей экономике требуют иного подхода в развитии системы подготовки кадров» - заявила Е.Л. Николаева. Внимание экспертов было акцентировано на проблему увеличения числа студентов высшего профессионального образования,  сопровождающегося снижением качества квалификации молодых специалистов по окончанию обучения, что негативно сказывается на рынке труда.
Основные приоритеты доклада касались:
•    необходимости оптимизации взаимодействия всех уровней профессионального образования и их соответствие реальным потребностям рынка;
•    необходимости улучшения взаимодействия между высшими учебными заведениями отрасли, предприятиями и отраслевыми органами государственной власти, это способствует созданию актуального кадрового обеспечения;
•    формирования соответствия системы профессионального образования конкретным запросам отраслей промышленности и народного хозяйства;
•    создания электронного паспорта работника организации, где будут фиксироваться данные о компетентности и квалификации работника; основное предназначение паспорта в оптимизации отношений между работодателем и работником.
В ходе доклада Е.Л. Николаева подчеркнула, на примере строительной отрасли, тот факт, что современное состояние производства и его взаимоотношение с профессиональным образованием усугубляется не только нехваткой молодых специалистов, но и привлечением на их места неквалифицированного рабочего контингента мигрантов.
В экспертной среде доклад вызвал уточняющие вопросы, касательно сферы практического применения и возможности создания системы взаимодействия между отраслевыми институтами для улучшения ситуации в области профессионального образования. Е.Л. Николаева отметила: «Налаживание контактов происходит сложно, но мы уже достигли некоторых результатов в этом направлении».
В вопросе рабочего ресурса мигрантов мнения экспертов разделились. Было отмечено, что данный ресурс является качественной и реальной альтернативой нежеланию российских молодых специалистов выходить на производство. «Работа на производстве стала не престижной для российских граждан, поэтому трудовые мигранты – это наш золотой кадровый резерв. Нам нужно выстроить правильную систему их профессионального обучения» - подчеркнул  Игорь Морозов (Федеральное агентство по делам СНГ).
По мнению О.Олейниковой и А.Муравьевой, основной задачей является построение национальной системы квалификации, которая способствует не только интеграции в мировую систему квалификаций, но и реформированию профессионального образования внутри страны. Под национальной системой квалификации понимается совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения. Данная система призвана упорядочить трудоспособное население согласно их реальным способностям и улучшить контакт с потребностями рынка труда. «К нашему сожалению, формирование национальной системы квалификаций не нашло отражения ни в обсуждаемом ФЗ «Об образовании», ни в Стратегии - 2020» - говорит О.Н. Олейникова. 
Разработка профессиональных стандартов позволяет отстраниться от «рынка дипломов» в пользу «рынка квалификаций», где «работник ценится не за бумагу, полученную в результате обучения, а за его компетентность, знания, навыки, что увеличивает ценность рабочего ресурса государства» - подчеркнула А.А.Муравьева. Отвечая на вопросы присутствующих о, авторы указали на готовность предоставить конкретные меры построения национальной системы квалификации, что, по их мнению, займет около 3-х месяцев.
Для подведения итогов заседания слово взял руководитель экспертной группы №7 Ярослав Кузьминов, охарактеризовавший современное состояние трудовой карьеры, названием произведения Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов». «Люди обретают свою квалификацию через опыт, а не через формализованное освоение конкретных компетенций» - заметил ректор НИУ ВШЭ. Также им были затронуты проблемы инвестирования граждан в развитие собственной квалификации и о страхе граждан регистрации на рынке труда. По итогам обсуждения эксперты пришли к выводу, что ограничивать доступ к высшему образованию не стоит: это может стать причиной роста социальной напряженности.

 

Репортаж с заседания