Экспертные группы
 
Группа 7
Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
12 Марта
Заседание экспертной группы № 7, «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика», на тему «Образование: ретроспектива и перспектива»

Заседание проходило в НИУ ВШЭ, оно было посвящено анализу проблем отечественного профессионального образования. С докладами выступили соруководители экспертной группы ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов («Профессиональное образование в России: ретроспектива и перспектива») и ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.

В докладах основными проблемами российского образования, составляющими вызовы для страны, назывались: почти тотальная установка российских семей на получение высшего образования, переход к массовому высшему образованию, который не соответствует структуре рабочих мест в российской экономике (в ней значительная часть рабочих мест не требует высокой квалификации), низкое качество профессиональных квалификаций, отсутствие мотивации у студентов к обучению и профессиональной работе, неготовность значительной части студентов к освоению сложных профессиональных квалификаций, недостаточный уровень профессиональной академической среды. Отмечался разрыв установок бизнеса и рынка труда: при абсолютном предпочтении фирм нанимать «опытных работников» налицо их неготовность сотрудничать с учебными заведениями для подготовки специалистов. Эксперты пришли к выводу о том, что сформировавшаяся модель российского образования не соответствует вызовам постиндустриального общества и нуждается в модернизации.

Программа преодоления проблем российского образования будет обсуждаться на следующем заседании Экспертной группы №7 через неделю.

 

С основным докладом «Профессиональное образование в России: ретроспектива и перспектива» (см. раздел "Документы" сайта группы №7) выступил ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он, в частности, привел результаты опроса семей, проведенного совместно НИУ ВШЭ и ФОМ об их установках на получение образования. Как выявил этот опрос, у респондентов очень сильные преференции в пользу высшего образования. Готовность пойти на серьезные материальные затраты, чтобы дети получили высшее образование, постоянно растет. В 2004 г. положительно ответили на этот вопрос менее 60% респондентов, а в 2008 г. уже больше 70%. Как видим, выбор высшего образования — это сильнейшая социальная установка.  

Регулярные совместные опросы НИУ-ВШЭ и «Левада-центра» показывают, что на любых должностях работодатели предпочитают работников с дипломом о высшем образовании. В 33–35% случаев без диплома вообще не берут ни на какую позицию. Диплом желателен (является существенным  преимуществом) — в 75–90% случаев приема на работу. Респонденты отвечали, что диплом требуют даже при найме разнорабочего (25% ответов).

То есть у истоков ажиотажного спроса на высшее образование стоят как абитуриенты и их родители, так и работодатели. 

Поступив в вуз, практически половина студентов начинают совмещать работу и учебу. Доля работающих среди студентов вузов выше, чем среди учащихся ПТУ. Среди студентов работают 50%, причем многие работают больше 20 часов в неделю, а это значит, что работа вытесняет обучение.

Значительная часть абитуриентов  вузов — троечники, часть которых вообще не может учиться, не обладая для этого необходимыми знаниями в объеме средней школы. А 10% из них двоечники очевидные.

Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков (содокладчик Ярослава Кузьминова) отметил, что российское образование не отвечает вызовам постиндустриального общества. В мировой конкуренции за людей нас оставляют позади страны Юго-Восточной Азии и Китай – даже по «школьным оценкам». Низкое качество образования, по его мнению, основной барьер на пути экономического роста. России предстоит сделать переход к модели образования в течение всей жизни», – подчеркнул  ректор МШУ «Сколково». Он отметил также, что «ректорское сословие настороженно относится к проблеме перехода к индивидуальной модели образования», на поиск формулы которой мы в реформе профессионального образования обречены.

 

Заместитель министра образования и науки России Алексей Пономарев обратил внимание на то, что структура спроса на рынке труда сильно меняется и эти тенденции «надо как-то улавливать», что касается всех университетов. 

«У нас рынок труда лишен всяких сигналов, как, впрочем, и система образования также их лишена. У нас нет статистики заказов на науку. Нет ключевого измерения человеческого капитала после выпуска из вузов. В итоге мы занимаемся совершенно фантастическим делом», – прокомментировал Я. Кузьминов.

Есть опасность, возразил Алексей  Пономарев, что крупные корпорации, крупные игроки на рынке образовательных услуг сформируют стандарты «под себя» и отбросят рынок труда вспять, а ломать такую систему будет очень трудно. Отсюда вывод – нужно радикально обновлять всю социальную политику, развитие страны должно соответствовать интересам большинства. Должно быть ясное построение системы мотиваций, и нельзя остановиться на том, что система реформирования образования должна концентрироваться только вокруг креативного класса.