На совместном заседании экспертных групп в РАНХиГС 15 ноября второй темой для обсуждения была "Деловой климат и инвестиционная привлекательность: основные проблемы и возможности эволюционных улучшений". С докладом, базирующемся на разработках экспертной группы №4 «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства» выступил соруководитель группы, проректор НИУ ВШЭ, директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев.
Экономический рост зависит от частных инвестиций, поэтому интересы инвесторов должны быть в центре внимания экономической политики правительства. Кроме того, необходима амнистия для осуждённых по экономическим статьям, полагает он. В рамках существующей системы государственного управления отсутствуют стимулы к решению проблем бизнеса, что предопределяет неблагоприятный инвестиционный климат.
«Не всегда есть понимание, что модернизацию делает не государство, а экономические агенты, – отметил он. – Это не только компании, но и бюджетные организации, и региональные, и местные власти». По его словам, политика должна быть построена таким образом, чтобы она отвечала интересам добросовестных агентов. «94 ФЗ – пример того, как различия между добросовестными и недобросовестными агентами не учитываются», – добавил он.
Также неблагоприятный инвестиционный климат связан с ограниченностью административных ресурсов. «У нас есть ограниченное количество дееспособных чиновников, которые могут реализовывать то, что хочет руководство страны», – считает Яковлев. Именно поэтому, по его мнению, «необходима концентрация усилий госаппарата в его адекватной части на снятие наиболее значимых барьеров, препятствующих экономическому росту».
Среди мер, которые могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону, предлагается создание стимулов к улучшению условий ведения бизнеса на уровне региональных и местных властей. «Должен быть индикатор динамики привлечения инвестиций, эта динамика зависит от усилий региональной администрации», – сказал Яковлев. Кроме того, необходимо сделать акцент на контроле за результатами вместо контроля за текущими операциями.
«Из конкретных пунктов мы предлагаем передать в муниципальные бюджеты налоги, полученные от малых предприятий, работающих на данной территории», – добавил эксперт.
По его словам, в экспертном сообществе есть мнение об избыточном вмешательстве государства в экономику. Но чаще проблема в том, что вмешиваются конкретные представители государства, действуя в личных интересах. «Этот момент надо пресекать. Это главный ограничитель конкуренции», – уверен Яковлев. – «Мы сформулировали две меры: это обеспечение реального контроля за соответствием доходов и расходов чиновников и членов их семей, и процедура декларирования конфликта интересов. Это вполне реализуемо, если будет политическая воля и внутреннее согласие элит», – сказал он.
Яковлев также считает, что необходимо привлекать бизнес-ассоциации к выработке государственной политики.
Кроме того, по словам Яковлева, эксперты совместно с юристами подготовили пакет поправок в Уголовный кодекс, касающихся сокращения статьи об уголовной ответственности за преступления в экономической сфере, и проект широкой амнистии для осуждённых за экономические преступления с возможностью последующей реабилитации. «Необходима публичность и открытость в этой сфере и совместные действия власти и бизнеса», – добавил он.
Эксперт считает, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не является ведомством, которое отвечает за развитие конкуренции. «Это не функция ФАС. ФАС нужно сохранять, но необходимо изменение оценки её деятельности с переходом от количественной оценки к оценке результатов деятельности по эффектам на конкретных рынках. Это сложнее, но это во многих странах делается», – добавил Яковлев.
Презентация к докладу А. Яковлева