В европейской политике появился новый тренд — борьба с бюрократизмом
Даниил Цыганков
Экономику Европы часто винят в излишней зарегулированности, которая мешает ее росту и конкурентоспособности. Эти упреки европейцы услышали. В последнее десятилетие в европейской политике появился новый тренд — борьба с бюрократизмом.
При центральных органах исполнительной власти строятся подразделения, которые, прежде чем выйти охотиться на административные барьеры и бюрократические издержки, получают силу 12 сказочных богатырей. Ведь, как выяснилось, некоторые вредоносные регулирования напоминают бессмертных из фильма «Горец» — пока не снесешь им голову, никакими заклинаниями (и поправками) ситуацию не изменить.
В Германии в августе 2006 года был создан национальный совет по контролю за нормами. За пять лет работы совет добился снижения бюрократического бремени для национального бизнеса на 10,5 млрд евро.
В конце сентября канцлер Германии Ангела Меркель вручила грамоты новым членам совета на новый пятилетний срок. Во главе совета остался бывший статс-секретарь и бывший глава Deutsche Bahn («Немецкие железные дороги») Йоханнес Людевиг. Еще восемь членов — бывшие федеральные и земельные чиновники, судьи, представители бизнеса, консультанты, ученые. Каждую среду они прилежно (на общественных началах) читают ворохи проектируемых и действующих законов. Им помогают 12 сотрудников секретариата, обеспечивающих текущую работу. Хотя зарплату они получают в ведомстве канцлера, подчиняется секретариат только распоряжениям нацсовета.
Как этому «частно-государственному партнерству» удается ежегодно сносить административных барьеров на 2 млрд евро с лишним? Успехи нацсовета, на мой взгляд, покоятся на трех китах.
Во-первых, регуляторы не могут обойти-объехать нацсовет. Сложилась практика, что правительство не воспринимает проект нормативного акта всерьез, если отзыв совета отрицательный. Во-вторых, обеспечен сплав компетентности и независимости. Члены нацсовета обладают опытом и знаниями в юридических и экономических вопросах, пользуются высокой репутацией в политических, деловых или академических кругах. В течение последнего года перед назначением они не должны быть связаны служебными или коммерческими отношениями с госорганами. Членов совета номинирует федеральный канцлер, а утверждает их президент Германии. В-третьих, организована экспертная поддержка. Закон обязывает Федеральную службу статистики поддерживать работу совета, проводить расчеты, поддерживать базы данных, которые требуются для анализа эффективности регулирования.
Итог проделанного пути? За пять лет нацсовет стал одним из важнейших элементов повышения качества федерального нормотворчества, неотъемлемым компонентом системы принятия решений и вывел Германию в число европейских лидеров по части антибюрократической экспертизы. Но Германия не единственный пример.
На уровне Еврокомиссии в 2007 году была создана независимая группа по снижению административных барьеров с целью поддерживать меры по реализации программы по сокращению административных барьеров в Евроcоюзе. Группу из 15 политиков и независимых экспертов в различных сферах деятельности возглавил бывший премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер.
В Нидерландах с 2000 года действует консультационный совет по административным барьерам, в Великобритании с октября 2009 года — комитет по регуляторной политике, в Швеции с осени 2008-го — совет по улучшению регулирования. Модель у всех схожая — от трех до восьми членов совета, секретариат (8–15 вышколенных специалистов).
В России подобного совета не существует. Впрочем, эксперты, работающие над «Стратегией-2020», предлагают создать при правительстве или при президенте национальный совет по оптимизации регулирования. И их вдохновляет именно опыт европейских соседей.
К предмету компетенции совета предлагается отнести те группы нормативных правовых актов, в отношении которых не проводится экспертиза Минэкономразвития. Нацсовет, во-первых, мог бы заняться анализом влияния проектируемых нормативных правовых актов на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности и на институциональную среду. Во-вторых, выявлять действующие законы, ухудшающие институциональные условия ведения бизнеса и создающие избыточные барьеры для предпринимательской деятельности. В-третьих, разрабатывать предложения по оптимизации наиболее спорных и резонансных регуляций.
Для выполнения поставленных задач у российского совета должен быть и ряд существенных полномочий. Например, право моратория (до шести месяцев) на принятие отдельных нормативных правовых актов на период проведения анализа их регуляторного воздействия.
Не только в Европе, но и в России настал срок для лучшего, качественного, умного регулирования.