Экспертные группы
 
Группа 4
Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства
15 Августа
Экономическое гетто для малого бизнеса

(«Наука и технологии России», STRF.ru)

Насколько эффективна государственная поддержка малого и среднего бизнеса? Какое место он должен занимать в экономике и как стимулировать его развитие в долгосрочной перспективе? Эти вопросы обсуждались на заседании экспертной группы № 4 по доработке «Стратегии-2020», прошедшем 11 августа в НИУ ВШЭ.

Что не учитывает статистика

По формальным статистическим показателям, малое и среднее предпринимательство (МСП) в России растёт. На 1 января 2010 года, по данным Росстата, в стране насчитывалось 5,6 миллиона малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей; прирост по сравнению с 1 января 2009 года составил 9,1 процента. За 9 месяцев 2010 года их число выросло почти на 133 тысячи, или на 2,4 процента, – в основном за счёт индивидуальных предпринимателей и микропредприятий. Всего в сфере МСП работают 16,3 миллиона человек – почти четверть занятого населения России, причём в прошлом году занятость увеличилась на 700 тысяч человек.

Однако удовлетворённости ситуацией в этом сегменте пока нет, несмотря на разнообразные меры государственной поддержки: упрощённый порядок налогообложения, льготную аренду помещений, увеличение видов деятельности, по которым разрешён уведомительный порядок начала ведения бизнеса, субсидии на открытие собственного дела и т.д. Две трети субъектов малого бизнеса заняты в сфере торговли и бытового обслуживания. Доля малых инновационных компаний ничтожно мала, но без 217-ФЗ их было бы ещё меньше.

Средний бизнес ещё как-то может привлекать квалифицированных рабочих и инженерные кадры, а у высокотехнологичного малого бизнеса, кроме созданных при вузах и научных учреждениях хозяйственных обществ, таких возможностей практически нет. Эту проблему признали основной 43 процента из 60 тысяч компаний, участвовавших в опросе общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Хотя ещё несколько лет назад (в 2003 году) главной бедой были административные барьеры. Существенной трудностью считают 30 процентов малых и средних предпринимателей низкую доступность финансов, прежде всего краткосрочных кредитов. На несправедливую конкуренцию обратили внимание только 17 процентов, а на коррупцию – 13 процентов опрошенных. Правда, приведя эти цифры, вице-президент «Опоры России» Виктор Климов уточнил, что в рейтинге проблем не учитывалось налогообложение МСП.

Главная смысловая проблема «сегодняшней политики по развитию малого предпринимательства», по его мнению, заключается в том, что малое предпринимательство рассматривается как суррогатный, «ущербный бизнес, ассоциируемый с программами поддержки». В регионах его не включают в промышленную статистику из-за малых объёмов производства.

Без изменения представления о малом бизнесе, никаких задач по достижению уровня занятости в нём до 60 процентов к 2020 году решить не удастся, уверен вице-президент «Опоры России». Развитие малого и среднего бизнеса, как, впрочем, и крупного, зависит от предпринимательского климата, инвестиционных условий, налоговой системы, коррупции, то есть от системных проблем нашей экономики.

Финансовая поддержка развращает «малышей»

«Центральная власть, правительство на самом деле не может реализовать всё, что оно планирует», – полагает соруководитель четвёртой экспертной группы, проректор НИУ ВШЭ Андрей Яковлев. Поэтому в дальнейшем стоит сосредоточиться на тех мерах, которые могут принести наибольшую отдачу. В этом есть резон – возможности российского госбюджета ограничены, и сделать за счёт него дешёвыми ресурсы для малого бизнеса нереально, подтвердила директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Наталья Ларионова. На поддержку развития МСП в 2011 году правительство России выделило 20,8 миллиарда рублей, то есть около 600 миллионов долларов, в то время как аналогичная программа в США стоит 30 миллиардов долларов. Говорить об ощутимом влиянии этой программы на малый и средний бизнес с учётом его оборота в 18 триллионов рублей (оценка Росстата), «по крайней мере, наивно», считает Наталья Ларионова. К тому же Минфин России, по её словам, выделяет в 2012 году лишь 5,8 миллиарда рублей на эти цели.

Поскольку в бюджете нет средств для субсидирования процентных ставок по кредитам, правительство вынуждено концентрироваться на стимулировании предпринимательской активности на старте – начале бизнеса. Такие субсидии по линии Минэкономразвития России составляют 300 тысяч рублей, по линии Минздравсоцразвития России – 58,8 тысячи. Кроме того, оказывается поддержка при замене устаревшего оборудования, получении патентов, разрабатывается программа поддержки предприятий-экспортёров.

Статистический прирост числа новых малых предприятий за счёт субсидий на открытие собственного дела вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев назвал «штампованием юридических оболочек». Другие показатели МСП, по его словам, уменьшаются: оборот компаний с учётом индекса потребительских цен упал в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17 процентов, инвестиции – почти на 33 процента. Государственная поддержка МСП оказала, с точки зрения эксперта, отрицательный эффект:

  • вокруг финансовых потоков «растут коррупционные рынки» с весьма ощутимыми ставками откатов за субсидии;
  • у их получателей возникают «иждивенческие настроения»;
  • появляются «искусственные лоббистские группы»;
  • поступающие в регионы деньги зачастую сначала используются нецелевым способом – ими закрываются кассовые разрывы в бюджетах.

Владимир Буев считает необходимым существенно снизить финансирование таких программ. Первоочередными направлениями работы, по его мнению, должны стать: проведение оценки регулирующего воздействия принимаемых государством мер, в том числе нормативно-правовых актов, обучение специалистов в области технических регламентов и решение проблем с госзаказом на уровне регионов, муниципалитетов и монополий.

Чтобы вложенные в поддержку МСП бюджетные средства приносили отдачу, нужно, по словам Александра Яковлева, чётко формулировать измеримые цели программ, проводить мониторинг и внешний аудит.

Другие горизонты

Малый и средний бизнес, как считает Виктор Климов, столкнётся в ближайшее десятилетие с вызовами, которые будут влиять на общую ситуацию в экономике. Наиболее заметные тренды – введение ресурсоориентированных стандартов и сокращение экологически вредных производств, распространение интернет-торговли и виртуальных услуг, демографический кризис и трудовая миграция, изношенность инфраструктуры, продовольственный кризис.

Малые и средние предприятия могут найти (а некоторые уже находят) свои ниши в освоении «зелёных» технологий – вторичной переработке, производстве энергии из возобновляемых источников, а также в оказании интернет-услуг, использовании инновационных методов в сельском хозяйстве. Сегодня малые предприятия и подсобные хозяйства производят половину всех овощей в стране, и для них «Опора России» добивается введения простой формы патента на предпринимательскую деятельность. Раз государство не может проконтролировать деятельность малых предприятий, то целесообразно шире использовать единый налог на вменённый доход. Эти предложения, как сказал Виктор Климов, обсуждаются в Минфине.

«Опора России» предлагает учитывать при разработке стратегий социально-экономического развития регионов и обновлённой «Стратегии-2020» кластерный подход, который, по словам Виктора Климова, «имеет прямое отношение к развитию малого и среднего бизнеса». Стратегическим приоритетом государства могла бы стать избирательная помощь «по достройке кластеров»: созданию инфраструктуры промышленных парков, центров кластерного развития, центров промышленного дизайна и пр. Наталья Ларионова с таким подходом согласна: «Иного способа, как развивать кластеры, нет». И такая работа, по её словам, уже начинается: в 2011 году 18 регионов стали рассматривать кластерные подходы к развитию МСП.

Надо трансформировать налоговую систему, смещая налоговую нагрузку с производства на потребление и оставляя налоговые доходы от малого бизнеса на уровне муниципалитетов, убеждены в «Опоре России».

При разработке подходов к развитию МСП, по мнению вице-президента общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александра Осипова, важно видеть этапы и перспективы развития самих компаний и рассматривать вопросы их поддержки системно. Тогда повысится её мультипликативный эффект. Целесообразно уделять больше внимания поддержке новых форм деловой активности, в том числе инновационной, экспортно ориентированной, а также повышению производительности МСП.

Вызовом ближайших 10–15 лет будет неопределённость и нестабильность среды, что, как считает проректор НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, стало очевидным после мирового кризиса 2008–2009 годов. Поэтому он рекомендует более гибко реагировать на любые изменения – а делать это через малые и средние компании проще. Тогда и устойчивость экономики к изменению конъюнктуры повысится.

Первая версия уточнённой «Стратегии-2020», по информации соруководителя четвёртой экспертной группы, уже представлена в правительство России и будет рассмотрена на президиуме кабмина в конце августа. Однако в этих материалах, по словам Натальи Ларионовой, «сектору малого и среднего бизнеса никакой роли не было отведено». Предложения, сформулированные на заседании экспертной группы, будут внесены в окончательную редакцию доклада 21 экспертной группы. Она должна быть готова в декабре этого года.

Анна Горбатова