Экспертные группы
 
Группа 4
Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства
24 Мая
Группа №4 – открытое заседание в РИА Новости

24 мая в РИА Новости состоялось очередное открытое заседание экспертной группы №4 по подготовке предложений по актуальным проблемам социально экономической стратегии России на период до 2020 года: «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства».

Тема заседания: Развитие механизмов оценки регулирующего воздействия в России.

С основным докладом на заседании выступил директор Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Даниил Цыганков. В докладе была описана зарубежная практика применения механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ), а также история институционализации ОРВ в России. Была отмечена необходимость изменения характера проведения прогнозного ОРВ в России, с информирующего на блокирующий, а также внедрения ОРВ на этапе проектировки нормативно-правовых актов (НПА).

Особое внимание в докладе было уделено рассмотрению концепции «умного регулирования» (smart regulation) предполагающей формирование интегральной системы оценки регулирующего воздействия, а также усиление голоса граждан и групп населения в процедуре ОРВ. ОРВ является краеугольным камнем «умного регулирования», для развития которого в России необходимо создать благоприятную институциональную среду, включить механизмы общественного участия, задействовать лучшие методические ходы и современные информационные технологии.

Также докладчиком был предложен ряд мер направленных на расширение механизма оценки регулирующего воздействия, включая дополнение прогнозной ОРВ процедурами ретроспективной ОРВ, обеспечение регулярного проведения анализа уже действующего массива НПА, формирование процедур отслеживания фактического воздействия НПА на состояние сферы регулирования, распространение процедур ОРВ на региональный и муниципальный уровень публичной власти, и т.д.

В качестве мер по формированию институтов «умного регулирования» было предложено создание при Правительстве РФ Рабочего органа (Совета) по защите инвесторов и контролю над нормами, активное применение правовых «экспериментов», таких как НПА с «конечным» сроком действия, и другие меры. Также была отмечена необходимость сделать регулирование более «понятным» для его адресатов.

Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Руслан Ибрагимов, в своем выступлении описал две существующие тенденции: давление «сверху» на бизнес со стороны антимонопольных органов, направленное на снижение цен компаниями, работающими с потребителями, и давление законодателей на бизнес через нормативные акты, следствием принятия которых являются косвенные издержки предпринимателей. Подобная политика ведет к снижению маржинальной прибыли бизнеса, и, как следствие, к снижению конкуренции на рынке, что в свою очередь негативно сказывается как на бизнесе, так и на потребителе. Было предложено подвергать обязательной экспертной оценке, как с точки зрения издержек субъектов экономической деятельности, так и с точки зрения косвенного воздействия на макроэкономическую ситуацию в целом, законопроекты, которые устанавливают дополнительные требования к участникам рынка. При этом, поскольку экспертиза абсолютно всех документов является малоэффективной и труднореализуемой, было предложено определить круг субъектов, которые будут наделены правом требовать проведения экспертизы того или иного документа. Данные требования должны быть обязательными к исполнению.

Соруководитель экспертной группы №4, проректор НИУ ВШЭ, директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев отметил, что проблемы, схожие с описанными Русланом Ибрагимовым, наблюдаются также в секторе бюджетных учреждений. Так, многие акты издаваемые правительством, порождают значительные издержки для бюджетных организаций (школ, больниц, университетов, и др.). Было предложено распространить предложенную Русланом Ибрагимовым практику оценки издержек от принятия НПА на бизнес, также и на бюджетные учреждения.

Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Алексей Херсонцев отметил в своем выступлении, что благодаря деятельности Департамента ОРВ, созданного в июле 2010 года, удалось сделать ведомственное нормотворчество более публичным. Была описана процедура работы Департамента, включая сотрудничество с четырьмя лидирующими бизнес-ассоциациями (РСПП, ТПП, «Деловая Россия», ОПОРА России), отдельно отмечен был вклад в процедуру ОРВ индивидуальных обращающихся. Докладчик подчеркнул, что ОРВ является не некой технологией, а скорее культурой разработки НПА. При этом, несмотря на то, что запрос на публичное обсуждение в обществе существует, в настоящий момент в России практически отсутствует культура «позитивного соучастия». В качестве мер по повышению культуры правотворчества, реализуемых Департаментом ОРВ, были упомянуты запуск механизма публичных обсуждений НПА, запуск пилотного проекта проведения ОРВ, принимаемого НПА самими разработчиками акта, и др. Особо была подчеркнута важность вовлечения регуляторов в процесс ОРВ. Ключевой развилкой, с точки зрения Алексея Херсонцева, является то, как и в какие сроки Россия придет к процессу проведения полномасштабной ОРВ. При этом докладчик выступил против резкого внедрения механизмов ОРВ, которое может дискредитировать данную идею.

В рамках последовавшей за докладами дискуссии профессор, заведующий лабораторией экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев упомянул о трех стратегиях развития, рассматриваемых экспертной группой №14: «оптимизации», «дебюрократизации», и «позитивной реинтеграции». Первая стратегия предполагает сохранение присутствия государства в бизнесе, и лишь незначительную корректировку отдельных элементов управления. «Дебюроктратизация» предполагает минимизацию участия государства в экономике. В свою очередь, стратегия «позитивной реинтеграции» исходит из предположения о взаимном оппортунизме бизнеса и чиновников, и предлагает создание механизмов позитивного взаимодействия между ними. Каждая из стратегий предполагает развитие ОРВ.

Управляющий директор Института корпоративного права и управления Дмитрий Васильев предложил наделить Уполномоченного или Совет по правам инвесторов правом «отлагательного вето» на полгода или год с обязательным направлением альтернативного отчета, сделанного бизнесом экспертного состава, состоящего при каждом министерстве.

В свою очередь, руководитель Центра экономико-правовых проблем института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Николай Казанцев подчеркнул необходимость принятия закона об административной процедуре, которой предоставил бы каждому юридическому и физическому лицу право вчинять иск правительству и требовать компенсации тех убытков, которые понесла компания или физическое лицо вследствие нормативно-правовых действий правительства. Также была высказана мысль о необходимости создания системы административных судов, по аналогии со странами романо-германского права.