31 марта в НИУ ВШЭ состоялось заседание Экспертной группы №4 «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства». Эксперты группы обсуждали меры по улучшению инвестиционного климата в регионах.
С основным докладом выступил президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушка. Он представил разработанную «Деловой Россией» «Модельную программу по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте Российской Федерации». Программа создавалась на основе анализа лучших региональных практик привлечения инвестиций в регион, причем не только российских, но и зарубежных (американский штат Калифорния, федеральная земля Бавария в Германии).
«Деловая Россия» включила в модельную программу 50 мер, которые способствуют улучшению инвестиционного климата в регионах. А. Галушка выделил 8 основных принципов, на которых строится успешная работа по привлечению в регион инвестиций: включенность в процесс привлечения лично губернатора (это верно не только для России, подчеркнул А. Галушка); создание индустриальных парков; организация специального агентства по привлечению инвестиций и оргподдержке инвесторов; обеспечение поставщиками и кадрами; подготовка регионом промышленных площадок; финансовая поддержка (налоговые каникулы или льготы); «одно окно» и проектное сопровождение инвесторов.
Как отметил президент «Деловой России», необходима также синхронность в поддержке новых инвестиций со стороны федеральных органов и бюджета. Он подчеркнул бесперспективность фискального подхода к налоговым льготам, когда учитываются только выпадающие налоговые поступления. Необходимо при привлечении инвестора смотреть на налоговые льготы как на финансовое вложение и считать не только выпадающие доходы, но и поступления от возникающей экономической деятельности инвестора.
Глава департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства МЭР Сергей Беляков, комментируя модельную программу, отметил, что, не отрицая стимулирующей роли, которую может играть льготное налогообложение, он против того, чтобы выводить налоговые инструменты на первый план. Некоторые руководители могут расценивать выданные налоговые послабления как индульгенцию, чтобы нне предпринимать мер по улучшению административного климата и снижению организационных барьеров для инвестиций. А именно они — главное препятствие для прихода инвесторов», - отметил С. Беляков.
Лидия Петрашова, партнер консультационной компании KPMG, рассказала о результатахподготовленного совместно с РСПП исследования о мерах по стимулированию прямых иностранных инвестиций в регионы России. Основой стали интервью с иностранными инвесторами. Л. Петрашова подчеркнула, что для инвесторов в любом случае важнее не налоговые льготы, а ясный и предсказуемый административный режим, долговременные, от 10 лет и более, перспективы работы. Она отметила, что большинство иностранных инвесторов, интересующихся российскими регионами, представляют компании, работающие по всему миру, им есть из чего выбирать, и необходимо осознавать, что существует конкуренция за инвестора не только между российскими регионами, но и со стороны таких стран, как Бразилия, Китай и Индия. Для иностранных инвесторов важна также репутация региона, и одного негативного случая, произошедшего с иностранным инвестором в регионе, нередко бывает достаточно для принятия отрицательного решения.
Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Владимир Козин поделился с экспертами опытом своей области по привлечению в регион инвестиций. Он отметил, что региону необходимо избавляться от моноструктуры экономики. В 2006 году, когда началась работа по привлечению инвестиций, 83% ВВП региона обеспечивало машиностроение. За 5 лет, за счет роста других отраслей экономики региона, доля машиностроения понизилась до 71%. Он отметил, что поддержка инвестиций постоянно в поле зрения губернатора, при этом льготы инвесторам выдаются не на индивидуальной основе, а на основе закона области, согласно которому любая инвестиция в регион от 5 млн евро и более сопровождается набором налоговых льгот на срок 8 лет. Создана специальная «Корпорация развития Ульяновской области», которая занимается административным сопровождением.
В. Козин отметил, что серьезным препятствием в работе по снижению административных барьеров в регионах являются территориальные органы федеральных ведомств, которые не заинтересованы в развитии региональной экономики, и на которые губернатор области не имеет рычагов воздействия.
Соруководитель группы №4, проректор НИУ ВШЭ Андрей Яковлев в этой связи предложил использовать механизм «красной кнопки» на сайтах ведомств, чтобы любой предприниматель мог пожаловаться на волокиту местных территориальных органов в центральный аппарат соответствующего ведомства. При этом реакция ведомств на такие обращения должна контролироваться офисом Уполномоченного по защите прав инвесторов, куда должны копироваться все обращения на «красную кнопку».
Александр Галушка отметил, что анализ успешных практик привлечения инвестиций показывает, что в наиболее преуспевших в привлечении инвестиций регионах губернаторам удалось де-факто поставить под свой контроль работу территориальных органов в части снижения административных барьеров для инвесторов. В связи с чем он предложил закрепить эти лучшие практики законодательно, передав контроль над территориальными органами некоторых федеральных ведомств на региональный уровень. Наталья Зубаревич, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель направления Независимого института социальной политики, подчеркнула, что ситуация с территориальными органами федеральных ведомств — еще одно доказательство того, что децентрализация — одно из ключевых требований для успешной модернизации экономики.
Приложения:
Галушка А.С. Лучшая стратегия модернизации – кардинальное улучшение инвестиционного климата. Региональный аспект
Петрашова Л.В., Черкин Э.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы России
Инвестиционная политика Ульяновской области