Экспертные группы
 
Группа 21
Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве
2 Ноября
Н. Власова: В России необходимо создать Министерство по миграции

РИА Новости

Наталия Власова«Мы предлагаем изменить структуру управления миграционными потоками в России. Прежде всего, необходимо создать Министерство по миграции, межнациональным и конфессиональным отношениям», - сказала на заседании ЭГ №21 «Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве» по доработке «Стратегии-2020» эксперт группы, вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова.

Согласно статистике ФМС, в России в 2010 году легально работали 1,6 млн трудовых мигрантов. «По экспертной оценке, в российской экономике при легальном привлечении 1,6 млн человек осуществляют трудовую деятельность порядка 11-12 млн трудовых мигрантов. Такое количество нелегальных мигрантов является миной замедленного действия», - считает Власова.

«Это происходит из-за несовершенства механизма реализации российского миграционного законодательства и отсутствия комплексного подхода к управлению привлечением иностранных работников», - уверена она.

По оценкам зарубежных экспертов, российское миграционное законодательство является одним из самых лучших в мире, при этом очень сильно страдает правоприменительная практика. «Это проявляется в частой корректировке миграционного законодательства и подзаконных актов, что приводит к изменению правил привлечения иностранной рабочей силы. Так, в основной миграционный закон о правовом положении иностранных граждан в России, который был принят в 2002 году, до настоящего времени было внесено более 20 правок», - сказала Власова.

Кроме того, часто закон трактуется не так, как предусмотрено его положениями. «Это видно на примере механизма квотирования. Миграционное законодательство позволяет гибко использовать этот механизм. В законодательстве предусмотрено, что квота может устанавливаться в зависимости от различных ситуаций. Но у нас на это никто не смотрит, квота устанавливается очень жестко», - отметила эксперт.

По ее словам, в 2007 году в России квота была установлена в размере 6 млн трудовых мигрантов, однако не была выполнена в полном объеме - было выдано более 2 млн разрешений на работу. В начале 2008 года квота была установлена 1,8 млн человек, в июле весь резерв квоты был выбран, и к концу 2008 была увеличена до 3,3 млн человек. В 2009 году была принята квота в размере 2 млн человек и с тех пор ежегодно сокращается.

В 2007 году квота в Москве составляла 750 тысяч разрешений на работу. Постепенно она снижалась, и в этом году составляет 181 тыс. 336 разрешений. «Работодатели подают значительно большее количество заявок. На 2010 год работодатели заявили о потребности в 1,5 млн трудовых мигрантов. Квота была на 250 тыс. человек. Это приводит к тому, что работодатели принимают трудовых мигрантов нелегально и торгуют квотами», - уверена Власова.

«У нас отсутствует единое ведомство, которое отвечает за миграционную политику. Вопросами миграции занимаются 9 федеральных ведомств, и отсутствие комплексного подхода в их работе приводит к тому, что они действуют как лебедь, рак и щука», - добавила эксперт. По ее мнению, нерациональность институциональной структуры в сфере миграции приводит к стихийности миграционных потоков, сектор мигрантского рынка труда в значительной мере остается теневым, растет численность нелегальной миграции, нарушаются права мигрантов. «В РФ миграция управляется не государством, а теневыми посредниками», - заключила она.

«Мы предлагаем новую структуру управления миграционными потоками в России. Прежде всего, создание гражданского Министерства по миграции, межнациональным и конфессиональным отношениям», - сказала Власова (напомним, что ФМС подведомственна МВД РФ). Кроме того, предлагается перераспределить осуществление полномочий в миграционной сфере между федеральным, региональным и местным уровнем и увеличить полномочия муниципалитетов. «Вопросы, связанные с объемами привлечения иностранной рабочей силы, должны решаться на местном уровне», - считает эксперт.

Кроме того, по ее словам, необходимо привлечение бизнес-структур к управлению миграционными потоками, частных агентств занятости на основе лицензирования и сертификации их деятельности. Также предлагается создание института миграционных судов, куда мог бы обратиться любой мигрант, независимо от того, находится он в правовом поле или нет.