Экспертные группы
 
Группа 21
Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве
31 Октября
Группа №21 - расширенное заседание в Академии внешней торговли

31 октября на площадке Всероссийской академии внешней торговли состоялось очередное открытое расширенное заседание экспертной группы №21 по направлению «Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве», работающей в рамках обновления «Стратегия – 2020».

На заседание были приглашены корреспонденты РИА Новости, РБК «daily», делового портала «Slon.ru», представители пресс-службы РАНХ И ГС при Президенте Российской Федерации, а также съемочная группа телеканала «РБК».

В заседании приняли участие более 20 экспертов по экономической и социальной интеграции на пространстве СНГ, в том числе представители Правительства Российской Федерации, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, Минфина России, Росреестра, РАН, МГУ, ВАВТ, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Межгосударственного банка СНГ, Международной ассоциации «Трудовая миграция», Фонда «Миграция XXI век», др.

На заседании речь пошла о в ключе четырех аспектов повестки дня: итоги заседания Совета глав правительства СНГ в Санкт-Петербурге; преимущества и риски создания евразийского валютного союза; евразийский контекст постсоветской интеграции и институциональная модернизация миграционной политики.

В своем выступлении со-руководитель экспертной группы №21, Директор Департамента международного сотрудничества Правительства Российской Федерации Татьяна Валовая отметила крайнюю актуальность вопроса об активно развивающейся разноуровневой интеграции на постсоветском пространстве, заметив, что это единственно оптимальная система, которая позволяет каждому государству удерживать приемлемый уровень жесткости интеграционной модели. «В ходе саммита много говорилось о том, что за двадцать лет СНГ нашло свое место в постсоветском пространстве как площадка для образования новых организаций (Таможенный cоюз и Евразийское Экономическое Сообщество) и в том числе сохранилось, как площадка для углубленного сотрудничества всех стран–участниц, прежде всего в экономической, политической и гуманитарной сферах. В экономической сфере был сделан гигантский шаг вперед. В ходе заседания Совета глав правительств СНГ 18-19 октября т.г. премьер-министры государств лично завершили работу над текстом договора в зоне свободной торговли и подписали его. Этот документ разработан в соответствии с базовыми принципами и нормами ВТО. На саммите ЕврАзЭс было поддержано обращение Киргизии о начале работы по присоединению к Таможенному cоюзу. Очевидно, что за Киргизией в среднесрочной перспективе придет черед Таджикистана и тогда процессы формирования Евразийского Экономического Сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства совпадут и это, действительно, будет новое институциональное объединение», - сообщила Татьяна Дмитриевна.

Последнее мероприятие с участием глав государств в Санкт-Петербурге ознаменовалось решением большого числа важных вопросов и проблем в сфере интеграции, считает со-руководитель экспертной группы №21, директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» Андрей Спартак. «К сожалению, на сегодняшней день материальная база интеграции отстает от институциональной, политической надстройки интеграции. Помимо того, что формально состоялась зона свободной торговли, теперь дело за ратификацией правительствами восьми стран–участниц, на саммите была одобрена межгосударственная программа инновационного сотрудничества стран СНГ. На мой взгляд, это первая секторальная программа интеграционного содержания на пространстве СНГ. Также было принято решение о принципах валютного регулирования валютного контроля», - рассказал Андрей Николаевич.

О преимуществах и недостатках интернационализации, а также мерах по повышению статуса рубля своим мнением поделился заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института им. Е.Т. Гайдара Павел Трунин. «Недостатками интернационализации национальной валюты являются такие факторы как: снижение возможности маневра в денежно-кредитной политике; ослабление контроля над денежным предложением; нагрузка на кредитора последней инстанции; снижение контроля над движением капитала. К преимуществам интернационализации относятся: увеличение притока инвестиций; снижение издержек во внешней торговле; снижение волатильности экспортных доходов; увеличение размеров финансового сектора; развитие рынка долгосрочных финансовых инструментов». В своем заключительном слове Павел Вячеславович рассказал о мерах по повышению статуса рубля, подчеркнув три главных направления в этой области: первое — развитие рынка капитала и денежного рынка, включая увеличение рынка государственного долга, развитие рынка производных финансовых инструментов, внедрение международных систем обмена финансовой информацией и т.д. Второе направление — интернационализация рубля во внешней торговле, т.е. расширение использования рубля во внешнеторговых расчетах, и третье — развитие рынка международных облигаций в рублях.

В своем выступлении Вице-президент Фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова доложила о предлагаемых изменениях институциональной структуры управления миграционной политикой. «Для повышения эффективности российской миграционной политики наш Фонд предлагает новую схему управления миграционными потоками в Российской Федерации, поскольку вопросы миграции очень тесно связаны с межнациональными и межконфессиональными отношениями. Первое – это создание Министерства по миграции, межнациональным и межконфессиональным отношениям. Второе – это перераспределение полномочий в миграционной сфере между федеральным, региональным и местным уровнем и увеличение полномочий муниципалитетов. Третье предложение заключается в привлечении бизнес-структур к участию в управлении миграционными потоками, прежде всего ЧАЗов, на основе лицензирования или сертификации их деятельности и ее прозрачности. Четвертое — введение в правовое русло деятельности теневых посредников, управляющих миграционными потоками. Пятое – это привлечение гражданского общества к управлению миграционными процессами (НПО, общественные комиссии по миграции, межнациональным и межконфессиональным отношениям). И шестой пункт состоит в создании миграционных судов», – подытожила Наталия Ивановна.

Следующее открытое расширенное заседание экспертной группы №21 с учетом предварительного графика работы группы решено провести совместно с экспертной группой №20 в третьей декаде ноября – первой декаде декабря т.г., посвятив обсуждению наиболее острых вопросов, попадающих в компетенцию обеих групп.

Отчеты агентства РИА-Новости:

Н. Власова: В России необходимо создать Министерство по миграции

П. Трунин: Благодаря валютной интеграции торговля на территории СНГ вырастет до 35% 

Т. Валовая: Представители Евразийской комиссии будут международными независимыми чиновниками

Отчет телеканала РБК:

Таможенный союз РФ-Белоруссия-Казахстан создаст свои правила