Экспертные группы
 
Группа 21
Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве
29 Марта
Подсчет союзников
 
Правительство попросило помощи у экспертной команды «Стратегии-2020» для разработки собственной стратегии на постсоветском пространстве.

 

Две главные темы для обсуждения чиновниками и экспертами уже определены: как расширять и развивать Таможенный союз и как России вместе с партнерами по союзу — Белоруссией и Казахстаном — правильно привлекать мигрантов из других стран СНГ.

Если в налоговой политике или банковской сфере «Стратегия-2020» придет на смену прежним планам, которые хоть как-то выполнялись, то интеграция с бывшими советскими республиками — это тема экспертной группы №21 — все двадцать лет после распада СССР развивалась стихийно. Все зависело от текущих политических интересов и предпочтений лидеров России и соседних стран. «Интеграция» шла по похожим сценариям: масштабные встречи с подписанием документов, о содержании которых через пару лет не могли вспомнить даже чиновники профильных ведомств.

Кризис и падение экспортных доходов подтолкнули Россию, Белоруссию и Казахстан к сближению; появился Таможенный союз. С 2010 года три страны проводят общую тарифную политику. На заседании экспертной рабочей группы Татьяна Валовая, глава департамента международного сотрудничества аппарата правительства, подтвердила, что с 1 июля с внутренних границ союза уйдут таможенники, а с 2012 года Таможенный союз должен превратиться в Евразийский экономический. Там уже не только таможня, но и другие регуляторы должны работать по единым правилам. Чиновники все смелее проводят аналогии с процессами европейской интеграции. Единый договор, который должен заменить более 100 соглашений, подписанных членами Таможенного союза, по словам Валовой, неофициально называют Римским — как основополагающий для ЕС договор 1957 года.

Но до европейских успехов на самом деле далеко. Придется решить массу проблем, поэтому чиновники попросили у экспертов интеллектуальной помощи. «Мы не всегда понимаем даже базовые вещи. У нас новая интеграция или реинтеграция бывших союзных республик?» — привел пример директор Всероссийского НИИ конъюнктурных исследований Андрей Спартак.

Обновленная «Стратегия-2020» появится почти через год. Переговоры с союзниками идут уже сейчас. 15 марта в Минске премьеры трех стран договорились к маю подготовить документы о наднациональных органах союза. Но какими должны быть эти структуры, неясно, признал глава департамента формирования Единого экономического пространства Минэкономразвития Филипп Габуния. Надо ли брать за образец Еврокомиссию с ее обязательными к исполнению директивами или можно оставить нынешний порядок, когда совместные решения принимаются на уровне вице-премьеров, а потом все равно оформляются на национальном уровне. «Если неправильно выбрать модель, можно потом столкнуться с неисполнением принятых решений», — полагает Габуния.

Другой вопрос — таможенные границы. «У нас 4 тыс. таможенников уходят с казахстанской границы», — рассказала Валовая. Пограничники в будущем тоже уйдут, но пока неизвестно когда. И деньги на обустройство границы с российской стороны все равно выделяются. Но это полбеды. Киргизы недовольны — внешняя граница союза приходит к ним, сразу ухудшаются условия для приграничной торговли. При этом и Киргизия, и Таджикистан уже участвуют в интеграционной пятерке — ЕврАзЭс и хотят присоединиться к тройке Таможенного союза. Но нужно ли это России? Здесь, считает Валовая, особенно важна точка зрения экспертов, практикам-переговорщикам неудобно поднимать политические вопросы.

Вопрос о кандидатах в союзники из Средней Азии важен и с другой стороны. Россия, Казахстан и Белоруссия — страны, принимающие трудовых мигрантов, поэтому им проще проводить единую политику в отношении мигрантов из тех же Киргизии и Казахстана.

И тут выяснилось, что не все советы экспертов нравятся чиновникам. В правительстве обсуждается концепция новой миграционной политики, подготовленная Федеральной миграционной службой. Концепция слабая, считает вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова. Она мало что меняет в нынешней хаотичной государственной политике в отношении мигрантов. Нужно подписать многостороннее соглашение в рамках СНГ, которое определит и потребности государств в рабочей  силе, и права мигрантов — например, на медицинское обслуживание.

Но замруководителя Федерального агентства по делам СНГ Игорь Морозов встал на защиту правительства. Новая концепция поможет России не только понять, сколько ей нужно рабочих рук, но и самой участвовать в их подготовке. Например, в Бишкеке и Душанбе могут быть созданы центры переподготовки кадров для выпуска специалистов дефицитных в России специальностей.

Андрей Литвинов