Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
21 Марта
Стратегия-2020 притормозит автомобилизацию России

Бизнес Online (Казань) 

27 экспертных групп окончательно переработали "Стратегию-2020". Вчера стали известны детали программы, касающиеся автомобильной сферы. Владельцам авто придется из своего кармана оплачивать расходы на ремонт существующих и строительство новых дорог; бензин резко вырастет в цене; все дороги, а в больших городах и парковки, станут платными. Эксперты "БИЗНЕС Online" крайне неоднозначно восприняли положения документа

100% РАСХОДОВ НА ДОРОГИ - НА ПЛЕЧИ АВТОМОБИЛИСТОВ

"Стратегия-2020" разрабатывалась по поручению премьера Владимира Путина и под руководством Минэкономразвития РФ российскими экспертами. На днях ректоры ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и РАНХиГС Владимир Мау официально представили финальный вариант - уже третью редакцию, свыше 850 страниц текста практических рекомендаций кабинету министров России.

Помимо всего прочего эксперты предлагают, скажем, полностью отменить экспортные пошлины на нефть - и одновременно повысить налог на добычу нефтепродуктов. На сегодня есть сразу три разных сценария реализации этих предложений. Один из них предполагает рост розничных цен на бензин более чем на 20%.

Кроме того, в программе содержится совет правительству РФ увеличить размер топливных акцизов, подняв их до 7-8 рублей с литра.

Еще одно, напрямую касающееся автомобилистов, предложение "Стратегии 2020" - резко увеличить на них налоговую нагрузку, возложив на их плечи уже не 50%, как сегодня, а все 100% оплаты расходов на нужды дорожного хозяйства России.

КАК ПРЯМОЕ УПУЩЕНИЕ ВЛАСТНОЙ ЭЛИТЫ

Вот одно из положений "Стратегии-2020":

"Владельцы транспортных средств всех типов и назначений уверены, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна (купив "дорогой" бензин и уплатив "непосильный" транспортный налог). Соответственно, бездорожье, скверные дороги и систематические заторы воспринимаются как прямое упущение властной элиты. До сведения автовладельцев (и широкой общественности в целом) не доводится тот факт, что акцизами на бензин и транспортным налогом покрывается порядка 50% бюджетных расходов на дорожное хозяйство. Соответственно, сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки. Эта ситуация не имеет аналогов в зарубежной практике"...

"БОЛЬШЕ ЕЗДИШЬ - БОЛЬШЕ ПЛАТИШЬ"

Автомобилистам, видимо, придется платить за каждый километр ежедневного пробега. Похоже, авторов "Стратегии-2020" вдохновил примером Голландии. Там введена именно такая практика, по принципу "больше ездишь - больше платишь", пишет издание autonews.ru.

"Стратегия..." также предлагает все машины, стоящие на учете в России, обязать оборудовать системами слежения ГЛОНАСС, - по этим данным и будет рассчитываться размер платежа. Ну а понятие "транспортный налог" исчезнет.

Вот что говорится об этом в третьем варианте "Стратегии 2020": "Вводится универсальный налог за километр пробега, дифференцированный в зависимости от категории и местонахождения дороги. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека (ГЛОНАСС-трека) автомобиля. Повышение нагрузки на автовладельцев должно быть поэтапным. В обозначенных рамках будет снят вопрос о "платных" и "бесплатных" дорогах: дороги станут различаться только своими покилометровыми тарифами. Отпадет необходимость в каких-либо особых решениях для регулирования доступа в городские центры и экологически уязвимые зоны: достаточно будет дифференцировать покилометровый тариф по территории города/региона".

И НИКАКОЙ ХАЛЯВЫ

Владельцам старых авто будет небезынтересно прочитать такое положение "Стратегии...": "Станет возможным введение сколько угодно дробной дифференциации тарифов, как по характеристикам автомобиля (назначению, мощности, осевой нагрузке, габаритам, экологическому ущербу, применению альтернативных топлив), так и по категориям владельцев транспортных средств".

Но и это еще не все: в крупных городах все (все!) парковки предполагается сделать только платными. "В городах сохраняется режим Free Parking, несовместимый со сколько-нибудь высоким уровнем автомобилизации", - с видимым возмущением пишут авторы документа. Естественно, стоимость часа в открытых или закрытых паркингах будет разной: очень высокой в центре города и поменьше - на окраинах. Определять цены будут городские власти, как собственники дорог.

ПРОГНОЗЫ О ТОМ, ЧТО ЛИТР БЕНЗИНА БУДЕТ СТОИТЬ 40-50 РУБЛЕЙ, ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫЕ

Эксперты "БИЗНЕС Online" рассказали, как они оценивают нововведения "Стратегии 2020" и какие бы предложили сами альтернативные варианты.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель федерации автомобилистов России (ФАР)

- То, что заложено в "Стратегии 2020", - это сокрушающий удар, нокдаун для автомобилистов. Понятно, что мы хотим идти вперед, к Европе. Но двигаемся туда только за счет цен, причем доходы населения совершенно не берутся во внимание. Вот возьмем высказанное в "Стратегии..." предложение о подорожании топлива. Заложено 20 процентов, но на самом деле будет больше - с учетом того, что будут введены акцизы на топливо. Их с 1 января должны были ввести, но поскольку в России были президентские выборы, отложили на весну, на апрель-май. Собирались поднимать ежегодно на рубль, потом просчитали - этого мало, и теперь закладывают до восьми рублей. Хотя принцип тут, скорее всего, - проси больше, получишь хоть что-нибудь. Может быть, будет три-четыре рубля. Но это ведь не имеется в виду, что на бензозаправке цена на четыре рубля повышается, ничего подобного. Это акциз - с него начинаются всякие накрутки, и на заправке цена уже может на десять рублей подняться. Прогнозы о том, что литр будет стоить 40-50 рублей, вполне реальные.

Что касается системы слежения ГЛОНАСС - на каком основании заставят ее купить тех, у кого нет ГЛОНАСС? Понятно, что идет привязка к платным дорогам, - чиновники же должны знать, сколько я километров проехал... по дороге, которую, кстати, построили на наши же налоговые деньги. То есть мы уже в принципе за эти дороги заплатили, и продолжаем платить. Это получается уже тройное, если не четверное обложение...

Вообще, идет разговор о том, что не будет и альтернативных объездных путей, что все дороги будут платными, - это нарушение Конституции, в которой заложено положение о свободе передвижения. Я по своей стране имею право свободно передвигаться. Если какой-то участок дороги платный, значит, рядом должен быть бесплатный. Разве только и в Конституцию внесут изменения...

У нас в стране с автомобилиста всегда готовы три шкуры содрать. Мэр Казани недавно сказал про наши паркинги: если у тебя есть машина, значит, сможешь заплатить 50 рублей в час. Логика железная!

Если "Стратегию 2020" примут в таком виде - придется, наверное, подавать в Конституционный суд.

ПОКАЖИТЕ НАМ, СКОЛЬКО СОБИРАЕТСЯ ДЕНЕГ И СКОЛЬКО КУДА ТРАТИТСЯ?

Юрий Кулагин - председатель общества автомобилистов:

- Дороги, полагаю, все-таки не все будут платными - платные будут строиться. В "Стратегии..." ее авторы пишут, что сегодня собираемых средств не хватает на дороги, и поэтому их не могут нормально строить, ремонтировать... Но у меня вопрос: а кто считал - хватает этих средств или не хватает? Показали бы для нас, автомобилистов, и в целом для общества, - сколько собирается денег и сколько куда тратится?

Можно согласиться - пусть дороги будут платные, но чтобы рядом была бесплатная дорога. Потому что мы же немалые деньги платим за содержание дорог. И никто не считает, сколько автомобилист тратит своих средств на ремонт ходовой из-за плохих дорог - после весны, допустим. И сколько ДТП происходит из-за ужасных дорог - а это до 30 процентов... Тем не менее - возьми и выложи транспортный налог, попробуй, не заплати вовремя!

Насчет бензина - здесь никуда не денешься, конечно, мы сравняемся, скорее всего, с американцами по стоимости бензина, тем более страна вступает в ВТО. Процентов на 10-15 цена, думаю, поднимется.

Насчет платных паркингов - с этим положением "Стратегии..." я согласен. Это же бизнес - если человек построил какой-то паркинг, нужно его окупить. И если какой-то город и в целом государство заинтересованы в строительстве паркингов, надо на их строительство давать преференции, льготы. Скажем, уменьшить земельные платежи, или часть платы за паркинг компенсировать за счет бюджетных средств. Чтобы люди могли, например, ставить машину у станции метро, и дальше добираться подземкой.

Если грамотно подходить, то обязательно рядом с платным паркингом должна быть возможность поставить машину бесплатно, рядом с платной дорогой должна быть бесплатная. Пусть это будет дальше, но должен быть какой-то альтернативный вариант.

ПРИТОРМОЗИТЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Александр Дембич - заведующий кафедрой градостроительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

- Мне кажется, заложенные в "Стратегии-2020" положения, касающиеся автомобилистов, направлены, в первую очередь, на то, чтобы немножечко притормозить автомобилизацию населения. Потому что она явно опережает и строительство дорог, и строительство паркингов, и все прочее. Не случайно даже высказывались идеи: а не пора ли вернуть талоны на автомобили, как было в Советском Союзе? Ну чтобы хоть как-то притормозить автомобилизацию... А то сейчас взял кредит, купил машину, - а поставить некуда, а ездить трудно - сплошные пробки, а паркингов не хватает...

Я уже неоднократно говорил на эту тему, считаю, что это сложнейшая проблема, которую одномоментно никакими краткосрочными мерами или разовыми мероприятиями типа строительства нескольких развязок не решишь. Это, действительно, долгосрочный процесс, растянутый, может быть, не на одно десятилетие. Должна быть комплексная система мер, только так, потому что тут все далеко зашло. Никто же не занимался серьезно ни дорожным строительством, ни строительством паркингов, не резервировал земли для парковок... И сейчас надо очень серьезно заниматься градостроительными планированием и стратегическим планированием. А без планирования как мы хотим - чтобы все само собой сделалось? Ничего само не сделается...