Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
8 Сентября
Группа №19 — Интеллектуальные транспортные системы мегаполиса

Эксперты группы №19 по доработке «Стратегии-2020» «Преодоление территориальной и информационной разобщенности» приняли участие в прошедшей 8 сентября в РИА Новости пресс-конференции «Внедрение городской интеллектуальной транспортной системы в России». 

 

Правительство Москвы инициировало первый этап реализации городской интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В настоящее время система находится на стадии проектирования, цели которого – создание нового инструмента управления дорожными сетями, общественным транспортом, парковочным пространством, взаимодействие со службами дорожного хозяйства, строителями и коммунальщиками, с экстренными службами в случае различных дорожных инцидентов и чрезвычайных ситуаций.

«Интеллектуальная транспортная система (ИТС) должна обеспечить повышение качества функционирования транспортной системы города», – заявил член экспертной группы, директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Митранса РФ Олег Евсеев. По его мнению, ИТС должна обеспечить увеличение пропускной способности, увеличение скорости движения при существующей конфигурации транспортной сети путем перераспределения транспортных потоков. «Данная система является одним из компонентов ”Стратегии-2020“, – подчеркнул Евсеев. – Она должна улучшить ситуацию не только в городах, но и в городских агломерациях».

«В условиях критической перегрузки транспортной сети необходимо принятие решений на всех уровнях – от рядового автовладельца до руководства города, – заявил заместитель заведующего лабораторией прикладного моделирования транспортных систем Института прикладной математики РАН Павел Козлов . – Следовательно, необходимо обрабатывать огромное количество информации». Интеллектуальность системы, считает эксперт, заключается в том, что с помощью информационных технологий на каждом уровне принятия решений появляется звено, которое собирает и предоставляет информацию.

В настоящий момент система сбора информации от разных источников не упорядочена, но кто-то должен принимать решения и кто-то должен их оценивать. По словам Козлова, с созданием ИТС возникает новый формат транспортного моделирования: каждое действие, будь то строительство какого-то объекта или изменение схемы движения, будет просчитываться на математических моделях.

«ИТС – это система, которая позволит эффективно управлять всем городом, а не отдельными участками транспортной сети, – подчеркнул заместитель заведующего кафедрой транспортной телематики МАДИ Султан Жанказиев. – Ее особенность в том, что есть возможность принимать прогнозные решения с высокой степенью достоверности». При этом, отметил эксперт, ИТС – это попытка взаимодействия с гражданами, как эффективно они могут реагировать на ИТС, поэтому в ее подсистемах необходимо реализовать возможность оценки обратной связи.

По словам Жанказиева, одной из задач при разработке ИТС было привлечение к процессу всех заинтересованных структур. «К сожалению, в разработке системы не принимают активного участия представители градостроительного комплекса», – посетовал эксперт.

Председатель НП «Интеллектуальная транспортная система России» Владимир Крючков считает новую систему ответом и техническим решением сложнейших социальных проблем. «Среди ее целей – и повышение пропускной способности транспортной сети, и борьба с ДТП, и улучшение экологической ситуации, – отметил он. – ИТС – это и умные машины, и умные дороги, и умные города. Вопрос только в реакции людей». По словам эксперта, страна теряет из-за пробок до 12% ВВП, а ИТС должна предоставить людям выбор оптимального вида транспорта.

«Подобные системы – это только инструмент, – уточнил П. Козлов. – Вопрос в том, как люди, от рядовых участников движения до руководителей, сумеют им воспользоваться». За быстрое передвижение в городе все равно придется платить, считает эксперт, причем необязательно деньгами, но, например, пересадкой на общественный транспорт. С одной стороны, это должно быть выбором горожан, но с другой – должно быть ограничение спроса на транспортную инфраструктуру. «За удобство приходится расплачиваться», – заключил Козлов.

Стенограмма заседания

 Скачать файл стенограммы