Экспертные группы
 
Группа 19
Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации
9 Июня
Группа №19 — открытое заседание в Государственной Думе

9 июня экспертная группа №19 провела открытое заседание в Государственной Думе. Темой заседания стали законодательные аспекты преодоления территориальной и информационной разобщенности.

 

Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев в своем выступлении выразил неудовлетворение тем, что ведомственные структуры никуда не торопятся, и не пытаются наладить контакт с законодателями для совместной работы. Он выразил пожелание получить на выходе работы экспертной группы пакет альтернатив, которые можно будет предложить транспортному сообществу.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов отметил, что модернизация транспортной отрасли могла бы идти гораздо быстрее, гораздо лучше. Он отметил, что царит равнодушие по отношению к новым инновационным средствам транспорта и организации транспортного движения: «многим, от кого зависит продвижение, для того, чтобы что-то сделать, нужны Дмитрий Медведев или Владимир Путин».

Соруководитель экспертной группы, научный руководитель НИИТДХ Михаил Блинкин напомнил собравшимся, что по уровню мобильности населения Россия в разы отстает от развитых стран Запада, транспортная инфраструктура изношена. При этом законодательство, регулирующее различные виды транспорта, к примеру, система тарифов за пользование железными дорогами, по словам эксперта, просто архаично.

Как отметил М. Блинкин, «мы ежегодно дотируем автовладельцев России примерно на триллион рублей. Это цифра считается по тому, сколько бы мы должны были тратить на поддержание дорожной сети как таковой, но не тратим, а пользуемся этим ресурсом, не оплачивая его». Таким образом, по мнению эксперта, здесь надо делать то, что уже начало делать правительство – это формирование Дорожного фонда, рост доли акцизов в цене моторного топлива. Кроме того, Михаил Блинкин считает, что необходимо вернуться к практике взимания платы за парковку в центрах крупных городов. Нигде в мире бесплатных парковок в центре нет уже много десятилетий, отметил он.

Андрей Кигим, председатель Союза страховщиков, подчеркнул, что необходима передача ряда функций от государства в частные структуры. Но такой переход не должен увеличить бюрократизм, привести к усложнению процедур, они должны быть ясными каждому гражданину и обеспечивать механизм защиты в спорных ситуациях.

Он подробно остановился на создании Федеральных информационных ресурсов, предусмотренных различными законами, и высказался за их унификацию.

Олег Евсеев, директор ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» Минтранса России, представил участникам заседания ряд альтернативных сценариев транспортной политики (развилок), связанных с развитием нормативно-правового обеспечения.

«На сегодняшний день у 15% железнодорожных путей (19 тыс. км.) просрочены сроки капитального ремонта, требует реконструкции 53 тыс. км контактных сетей. Резервы устойчивости железнодорожной инфраструктуры сейчас почти исчерпаны, - подчеркнул эксперт. - То же самое с аэропортами, с региональными и муниципальными автомобильными дорогами». Таким образом, первая развилка, по словам Евсеева, связана с приведением транспортной инфраструктуры в порядок. В этой ситуации возможно либо полномасштабное обновление сети, либо ее локальное обновление. Последнее, по мнению эксперта, не улучшит ситуацию и приведет к сжатию пространства развития страны.

Вторая развилка связана с финансированием. По словам Евсеева, это либо реформирование тарифной системы, с включением инвестиционной составляющей в тариф, либо бюджетное финансирование. Недостаток первого варианта: риск роста инфляции, недостаток второго: он все равно сведется к оплате издержек за счет налогов общего покрытия.
Сама реформа тарифной системы, отметил эксперт, также может сводиться либо к административному, либо к либеральному регулированию рынка. В первом случае инвестиции фиксируются в виде определенной надбавки в тарифе. Во втором – это система покупки определенного объема перевозок клиентом через электронную площадку. Аналогичный механизм применяется сейчас в энергетике, сказал Олег Евсеев. Его плюс в том, что инвестиции в обновление сети будут направлены на конкретный ее участок, который используется.

В связи с возможным вступлением в ВТО необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности, иначе российские компании рискуют проиграть иностранным не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Евсеев видит здесь выход в укрупнении транспортных компаний, в том числе тех, кто занимается межрегиональными пассажирскими перевозками, выводе их из «серого сектора».

Кроме того эксперт предложил задать нижнюю границу качества предоставляемых услуг – то есть ввести законодательно закрепленный стандарт качества, а также ввести, например, страхование ответственности за качество предоставляемых услуг и налог на старый изношенный подвижной состав.

Комментируя это выступление, Александр Фридлянд, директор Научного центра Экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП ГосНИИ ГА, отметил, что одним из ключевых пунктов является увеличение конкуренции и развитие рынка транспортных услуг. Однако у нас на 60% территории транспортного рынка быть не может. В связи с этим он предложил прописать специальные нормативы по оказанию транспортных услуг там, где невозможно использование рыночных механизмов.

На заседании были рассмотрены и проблемы в сфере связи и телекоммуникаций. Выступая с докладом, заместитель Генерального директора Mail Ru Group Михаил Якушев обозначил основные задачи в области законодательного регулирования отрасли. Среди них: гармонизация российской нормативной базы с зарубежными правовыми системами, обеспечение интеграции транспортной и коммуникационной сфер (ИКТ-услуги вместо перевозок, развитие электронного документооборота), интеграция правовой базы телекоммуникационной отрасли и отрасли информационных технологий.

По мнению эксперта, для развития телекоммуникационной отрасли в России необходимо обеспечить добросовестную конкуренцию, в том числе со стороны государственных компаний, доступ к ресурсам ограниченного характера (к радиочастотам, занимаемым сейчас военными). Также необходимо устранить барьеры для развития новых сервисов, что требует реформирования существующей системы лицензирования, и устранять диспропорции в доступе к телекоммуникационным услугам по территориальному признаку (в Москве ряд услуг в 50 раз дешевле, чем в провинции).

Г. Ревяков, начальник сектора «Многофункционального навигационно-информационного центра» ОАО «Российские космические системы», в своем выступлении изложил планы создания в стране единой государственной автоматизированной системы мониторинга инфраструктуры России. В основе такой системы должны быть спутниковые технологии, которые являются одним из технологических преимуществ России. Сейчас многое делается на уровне отдельных отраслей, регионов, но единого комплекса на уровне государства нет.